истребитель и-16Разработка высокоскоростного самолета-истребителя с монокрылом началась в бюро Н. Поликарпова еще в 1932 году.
Спустя год конструктор получил задание от штаба ВВС на создание боевого моноплана. В декабре 1933 года Н. Поликарпов представляет генералам авиации макет будущего самолета. И практически сразу Совет Обороны СССР своим решением запускает истребитель И-16 в серию.

Первоначально И-16 представлял собой моноплан с очень коротким фюзеляжем. Самолет был одномоторным и одноместным. Корпус собирался на деревянном каркасе усиленном металлическими вставками. Обшивалась конструкция плотным полотном миткалевого типа с последующей многослойной лакировкой. Некоторые части самолета шпонировались или фанеровались.

В основу фюзеляжа был заложен центроплан, выполнявший связующую роль между корпусом, крыльями, двигателем и шасси. При кажущемся нагромождении деталей, корпус самолета был достаточно легким. Передние кромки крыла облицовывались листовым дюралюминием, а вся остальная часть низкоплана оклеивалась полотном. Оперение, а также элероны на крыльях обшивались материей поверх дюралевого каркаса. На первые серийные И-16 устанавливался сдвижной фонарь, от которого впоследствии пришлось отказаться по причине неудобства для летчика и плохой видимости из-за конструктивных недостатков и некачественного материала.

На истребитель И-16 устанавливали два типа двигателя: отечественный М-22 и мотор американского производства «Циклон-F2». Самолет подвергся испытаниям в обоих вариантах, и впоследствии моторы устанавливались с учетом их наличия на заводских складах, поскольку этот истребитель выпускался в достаточно больших количествах на нескольких заводах одновременно.

Еще до массового серийного производства летчики-испытатели отмечали недостаточную аэродинамическую устойчивость самолета. Выяснилось, что недостатки в аэродинамике появились из-за стремления конструкторов повысить маневренность машины. Равновесие двух параметров истребителя было восстановлено, и серийный выпуск начался без задержки.

В вооружение самолета И-16 входили две 20 мм пушки ШВАК и два скорострельных пулемета ШКАС. Всего на пяти заводах за промежуток с 1934 по 1942 годы было выпущено более 10 тысяч монопланов-истребителей И-16. Боевое крещение истребитель И-16 получил при участии в боях в период гражданской войны в Испании, произошедшей в 1936 году. Впоследствии его активно использовали в начальные месяцы Великой Отечественной войны. За свою выносливость летчики прозвали его «ишачком».