самолет И-15Самолет И-15 является продолжением биплана И-5 с последующим усовершенствованием конструкции, летных качеств и боеспособности.

История его создания просматривается с 1933 года, когда было принято решение модифицировать И-5, как устаревшую модель. Уже в 1934 году новый самолет И-15 показал великолепные результаты на испытаниях. В горизонтальной маневренности ему не было равных. Самолет выполнял полный вираж за 8 секунд, что было рекордом для аналогичных машин.

Удачно подобранный двигатель – «Райт-Циклон SGR-1820» – позволял самолету иметь необходимый запас мощности и тяговой силы для выполнения всех полетных задач. На серийные И-15 ставили двигатель М-22, который производился по лицензии французского «Бристоль-Юпитер», но этот мотор не обеспечивал всей необходимой мощности. Когда было налажено производство двигателя М-25, самолет И-15 наконец-то получил оптимальную силовую установку в полном соответствии со своими летными параметрами.

Высотные характеристики И-15 просто поражали воображение. Без груза самолет поднимался на высоту 14 тысяч 570 метров. Взлетно-посадочные данные также были на высоком уровне. Самолет-истребитель И-15 впервые получил особую геометрию верхнего крыла, посредине крыло как бы «проваливалось» образуя глубокую продольную впадину. Такая геометрия крыла получила название «чайка». Оно значительно улучшало показатели аэродинамики, а также открывало летчику хороший панорамный обзор в полете.

Летные испытания прошли в 1934 году. Тогда же самолет И-15 был запущен в серию. Было построено всего 624 самолета – 384 в СССР, остальные — на испанских заводах. Эффективность имеющихся самолетов в воздушных боях была впечатляющей. Высокая маневренность, способность выполнять любые пилотажные задачи сделали И-15 любимой машиной советских военных летчиков, воевавших на стороне республиканских войск Испании.

Вооружался самолет И-15 четырьмя пулеметами ПВ-1 с боезапасом 4000 патронов винтовочного калибра. В исключительных случаях И-15 мог нести несколько небольших авиабомб. Истребитель принимал активное участие в гражданской войне в Испании в 1936 г, где он эффективно применялся в качестве разведчика, штурмовика и истребителя. Во второй китайско-японской войне в 1937 году этот самолет воевал в качестве самолета-истребителя. В 1939 он был задействован также как истребитель в военных действиях на реке Халкин-Гол. На первых порах самолет И-15 участвовал также и в боях Великой Отечественной войны.