Tweet

Самолёт И-5История самолета И-5 относится к числу непростых. Обычно самолеты-истребители проектировались в конструкторских бюро, после чего они запускались в серию. Однако в 1929 году, когда созрело решение выпускать новый истребитель, вдруг выяснилось, что проектировать машину некому. Большинство конструкторов находилось в лагерях по обвинению во «вредительстве».

Тогда руководство страны, недолго думая, создало КБ в тюрьме «Бутырка». И оно начало работать. Впоследствии группу конструкторов из 20 человек перевели на авиазавод, закрыли в бараке тюремного типа, и работа над новым самолетом продолжилась.

Что же создавали конструкторы-заключенные? А результатом их усилий был биплан, который получил впоследствии название И-5. Самолет был одноместным, корпус сварной трубчатый, крылья деревянные с дюралевой передней кромкой, обтянутые тканью и пропитанные авиалаком. Оперение также было комбинированным, дюралевым и частично матерчатым.

Двигатель для И-5 предоставили в двух вариантах: французский «Юпитер VI» для полетов на обычных высотах, а также «Бристоль-Юпитер VII» высотный. Затем на самолет установили отечественный двигатель М-15 высотного стандарта, который впоследствии был заменен на М-22 в 480 л.с. Он смог обеспечить машине скорость всего 250 км/час. На одной заправке самолет мог пролететь расстояние 650 километров. Максимально возможная высота, которой мог достичь И-5, составляла 7500 метров.

И-5 был обычным «небесным тихоходом». Для использования его в воздушных боях не было даже речи. Но все же самолет оснастили вполне современным вооружением. Сначала на И-5 смонтировали два синхронизированных пулемета ПВ-1 с максимально возможным боезапасом в 1200 патронов. Затем добавили еще два ПВ-1. Боезапас увеличился до 4000 патронов. Пулемет ПВ-1 представлял собой переделанный «Максим». Со знаменитого пулемета сняли не менее знаменитый рифленый цилиндр-кожух водяного охлаждения, после чего его ствол стал охлаждаться встречным воздухом, облегчившись при этом на 5.8 кг. Вот и вся переделка.

Шасси И-5 состояло из пары открытых, неубирающихся колес и задней бесколесной опоры. Самолет-истребитель И-5 состоял на вооружении ВВС Советского Союза примерно до 1939 года. Но поскольку с началом войны в 1941 году образовалась нехватка авиационной техники, И-5 стали использовать как легкий штурмовик. Иногда на консоли крыла подвешивали небольшие, до 40 кг, авиабомбы после чего «небесный тихоход» превращался в грозный ночной бомбардировщик.

Несмотря на свою тихоходность, в первые дни начавшейся войны он очень пригодился нашей авиации. Советские летчики, порой ценой собственной жизни заставляли противника считаться с этим невзрачным на вид соперником.