Истребитель Ла-5Легендарный самолет Ла-5 разрабатывался конструкторским бюро С.А. Лавочкина и полностью был закончен к весне 1942 г.

На фронтах Великой Отечественной эти самолеты появились уже к осени 1942 г. По сравнению со своим предшественником Ла-3, он имел ряд преимуществ: возросла скорость движения и скороподъемность, значительно улучшилась маневренность. Мотор М-82 имел воздушное охлаждение и большую надежность, чем мотор с жидкостным охлаждением, как это было раньше.

Две пушки ШВАК, установленные на Ла-5, являлись надежным вооружением того времени.

Преимущества перед Ла-3 очевидны. Однако, недостатки у Ла-5 были. Немецкому самолету Bf 109G, в массовом количестве появившемуся в 1942 под г. Сталинградом, ЛА-5, увы, уступал по многим показателям. Кроме того, от Ла-3 передались все же некоторые недостатки: в кабине Ла-5 было очень жарко от работающего двигателя, в связи с плохой термоизоляцией и вентиляцией, случались сбои в работе мотора. Поэтому, чтобы преодолеть серьезное отставание от немецких аналогов того времени, требовалась серьезная модернизация.

К осени 1942 г.в конструкторском бюро С.А.Лавочкина такие работы развернулись, и к весне 1943 г. на фронтах появился новый истребитель Ла-5Ф.
На истребитель Ла-5Ф был установлен более мощный двигатель М-82Ф, улучшена обзорность с кабины летчика, существенно снижена масса самого самолета.

К концу 1943 года, начала серийно выпускаться еще более совершенная модель истребителя Ла-5ФН. В этой модели были учтены все новейшие разработки аэродинамики, уменьшен вес и установлен еще более мощный двигатель М-82ФН. Эти самолеты показали свое убедительное превосходство над немецкими истребителями и внесли важный вклад в победу на Курской дуге.

За все время было изготовлено около 10000 истребителей Ла-5 всех модификаций.