В один из августовских дней 1935 года немногочисленные жители города на Неве, находящиеся неподалеку от стен Петропавловской крепости, увидели необычное зрелище, которое, наверняка, запомнили на всю жизнь. В тот день по водной глади реки Невы уверенно плыли… танки. Спустя некоторое время все семь единиц этой необычной бронетехники круто свернули в сторону берега и спустя несколько минут в полном составе уже стояли на берегу.

В этот день был окончен 600-километровый испытательный марш-переход плавающих танков Т-37 включавших в себя реки Луга, Шелонь, озеро Ильмень и Новоладожский канал.

К разработке бронетехники, способной без какой-либо предварительной подготовки форсировать реки и озера, были начаты Советским Союзом еще в 1932 году. Так КБ одного из оборонных заводов руководимое Н. А. Астаховым разработало и построило плавающий танк Т-33, вооруженный 7,62-мм пулеметом ДТ установленным на башне. Несколько позднее, используя базу агрегатов автомобиля АМО-2, была построена новая серия плавающих танков – Т-41– обладающих аналогичным вооружением. Но в серию был отправлен танк Т-37, на вооружении которого стояла уже пушка. Вскоре этими машинами стали комплектоваться все разведывательные подразделения РККА.

Передвижение по воде плавающий танк Т-37 производил благодаря гребному винту и рулевому перу корабельного типа. Выпущенный несколько позднее модернизированный вариант – Т-37А – обладал уже гребным винтом с поворачивающимися лопастями, что обеспечивало реверс тяги.

Многокилометровый пробег, окончание которого описано в начале статьи, показал высокую надежность и такие же ходовые качества новоявленной амфибии во время передвижения как по воде, так и по суше. Новый вид бронетехники доказал свою перспективность, поэтому было принято решение о продолжении их модернизации.

Результатом развития стало появление новых плавающих танков – Т-38 и Т-38М-2. Обе модификации обладали противопульным бронированием, легким пулеметным вооружением и карбюраторными двигателями. Экипаж танков состоял из двух человек. Новые амфибии могли развивать вполне приличную, как на то время, скорость – 45 км/ч по шоссе и до 6 км/ч по воде. Большим достоинством новых бронемашин была возможность их сборки из автомобильных агрегатов, что весьма упрощало производство.

Малый вес плавающих танков, а также их небольшие габариты позволяли использовать их во время проведения десантных операций. В данных случаях оба танка – Т-37 и Т-38 – крепились под фюзеляжами тяжелых бомбардировщиков ТБ-1 или ТБ-3. Этот способ десантирования был продемонстрирован во время проведения очередных учений Киевского военного округа (1935 г.).

И все же произведенные амфибии нельзя было назвать полностью удачными. Недостаточное бронирование и легкое вооружение не позволяло отбить атаку обычных пушечных танков, успешно бороться с различными противотанковыми средствами противника, что, в конце концов, не давало возможности закрепления достигнутых пехотой результатов.