танк ТетрархВ те времена, когда в Советском Союзе проводились массовые репрессии против партийных, научных и военных кадров, танкостроители ведущих мировых стран ломали головы над усовершенствованием конструкций танков. В первые ряды разработчиков входила и английская компания «Виккерс — Армстронг». Руководителю ее отдела разработок Лесли Литтлу была поставлена весьма нелегкая задача – разработать новую модель легкого танка.

Поначалу он решил выполнить макет маневренного трактора, в построении ходовой части которого были бы применены новые на тот момент идеи. Он составил ее из четырех катков большого диаметра на каждой из сторон. Необычной особенностью была возможность поворачивания опорных катков вместе с изгибающейся гусеничной цепью. Таким образом, трактор получал прекрасную маневренность без применения операции подтормаживания гусеницами. Это решение было весьма актуальным, в особенности для скоростного танка. К тому же оно подводило к теоретической легкости при управлении танком в бою. Ведь водитель мог оперировать всего-навсего обычным рулевым колесом. Как в автомобиле.  

В 1936 году на базе трактора уже появился проект танка, который защитили броней толщиной в 14 мм. Его продемонстрировали специалистам из Военного отдела, которые остались весьма им довольны, поскольку он смог примирить сторонников постройки чисто гусеничных машин со сторонниками смешанного гусенично-колесного строительства. Так появился  «Тетрарх» — танк английский легкий.

Первый прототип так называемого кавалерийского танка был представлен 18 декабря 1937 года. Его испытания, в ходе которых машина неоднократно дорабатывалась, продлились более пяти месяцев и завершились с прекрасной оценкой. Однако на вооружение его не принимали достаточно долго. Причина была до смешного проста – построенный "Тетрарх" танк не мог быть классифицирован ни по одной из категорий, применявшихся на тот момент британской армией. Казалось бы, обладая броней в 14 мм, и массой 8,5 т, его следовало бы назвать легким танком, но наличие двухфунтовой пушки требовало причисления к крейсерским, т.е. средним танкам. В результате долгих споров было решено классифицировать его как «легкий крейсерский танк». А спустя какое-то время появилось и название – «Tetrarch» (англ. «четырехарочный»).

Теоретически "Тетрарх" танк обладал прекрасной управляемостью, однако крутить его «баранку» мог далеко не каждый водитель, поскольку наличие механических приводов, идущих от рулевой колонки непосредственно к каткам, требовало приложения больших усилий. Особенно на мягкой почве.

Танк выпустили в достаточно малом количестве – всего 177 единиц. Он достаточно ограниченно использовался английским войсками в период войны. Но все же остался на вооружении британской армии практически до1950 года.

В незначительных количествах «Тетрарх» танк поставлялся в СССР по ленд лизу, где принимал активное участие в войне.