Танк т-35Первый советский тяжелый танк Т-35, который был разработан в конструкторском бюро завода «Большевик», что в Ленинграде, являлся неким симбиозом танка Grotte, британского танка А1Е1 «Independent» и немецкого «Grosstraktor».

В начале 30-х годов на Ленинградском заводе собрали два прототипа будущих тяжелых пятибашенных танков, но в качестве предприятия для серийного производства был выбран харьковский паровозостроительный завод. Cерийный танк Т-35 весьма отличался от своего прототипа, так что выпускаемые машины вполне можно было классифицировать как новую модель.

Т-35 создавали как танк прорыва. По взглядам, преобладающим в те годы, ему следовало обеспечить огневую поддержку наступающим частям пехоты в круговом секторе. Конструкция многоярусного размещения вооружения в этом случае была идеальным вариантом. К тому же 30-мм броня была надежной защитой, как от винтовочного огня, так и от крупнокалиберного пулемета и противотанкового ружья.

Однако платой за такой комфорт стала весьма большая масса танка – 50 т. Она приводила не только к слабой подвижности машины, но также к ненадежной работе моторно-трансмиссионного отделения. Частые поломки танка были обыденным явлением.

Появившаяся вскоре противотанковая артиллерия, обладающая способностью несмотря на малый калибр пробивать броню Т-35 с 500 м остановило его развитие. Дабы увеличить защиту танка, следовало усиливать его бронирование, но произвести это, даже путем сокращения экипажа и отказа от бортовых экранов без повышения массы не получилось. В итоге 61-я единица танка оказалась последней для данной модели. В 1939 году танк Т-35 прекратил свое существование.

В дальнейшем база Т-35 стала основой для разработки самоходных артиллерийских установок СУ-14.

По окончании выпуска и осознания невозможности использования в качестве танка прорыва, часть машин переоборудовали в самоходно-артилерийские установки, но по большей части их было решено отправить в военные округа западного региона, где они были благополучно потеряны в начале Великой Отечественной войны. Причем не столько из-за взаимодействия с противником, сколько просто в результате отказов машин на марше по чисто техническим причинам.

Некоторые единичные экземпляры танка Т-35 использовались в качестве учебного пособия при танковых училищах. На сегодня уцелела всего одна машина. Ныне она является одним из экспонатов танкового музея в подмосковной Кубинке.