гаубица БР-18В 1937 году специально созданная комиссия в состав которой входили многие из известных советских артиллеристов, отправилась в Чехословакию на завод «Шкода» где им были представлены образцы нескольких орудий, одним из которых была сверхмощная гаубица с диаметром ствола 305 мм. Она произвела благоприятное впечатление на советских специалистов и, как результат, в 1938 году между странами была заключена договоренность о поставке нескольких опытных образцов и необходимой документации для ее производства на территории СССР. В мае месяце Комитетом обороны заводу №221 было поручено разработать и изготовить серию опытных образцов 305-мм гаубиц на основе чехословацких моделей.

Дабы упростить производство и сэкономить средства, было решено изменить оригинальную конструкцию орудия. В результате многочисленных переделок производство первой серии гаубиц затянулось почти на год. К тому времени территория Чехословакии была захвачена немцами. Однако, как ни странно, поставки деталей в СССР с завода «Шкода» практически не прекращались, хотя и осуществлялись с задержкой в несколько месяцев. Таким образом, первая модель 305-мм гаубицы образца 1939 года с заводским индексом Бр-18, прибыла на полигонные испытания лишь к сентябрю 1940 года. В том году было изготовлено три таких гаубицы.

Попытки создания крупнокалиберной артиллерии особой мощности активно велись в СССР еще с начала 1930-х годов. Были среди проектов даже гаубицы с диаметром ствола 350-мм. К сожалению, из-за неграмотности руководства разработка этих проектов завершилась полным провалом. В результате, во время Зимней войны Советский Союз столкнулся с нехваткой мощных артиллерийских систем, способных разрушать ДОТы линии Маннергейма. Если бы в 1939 году СССР располагал достаточным количеством артиллерийских орудий, подобных Бр-18, это могло бы круто изменить ход Зимней войны и спасти десятки тысяч жизней советских солдат.

Сведения о судьбе изготовленных орудий почему-то никак не описаны официальной советской военной статистикой на 22 июня 1941 года. Складывается впечатление, что их вовсе не приняли на вооружение РККА. Однако, их след нашелся. Оказывается, после окончания зимней войны гаубицами Бр-18 смонтированными на железнодорожных платформах в количестве 7 штук была оснащена советская военная база, базирующаяся на острове Ханко. Основу ее гарнизона составляла 8-я стрелковая бригада, которой был подчинен один саперный, а также три строительных батальона. Входили в этот гарнизон и два артдивизиона береговой обороны с гаубицами Бр-18.

С появлением базы планировалось с помощью сверхмощной артиллерии закрыть вход в Финский залив. Однако ей не суждено было сыграть какой либо заметной роли. База просуществовала лишь до 2 декабря 1941 года, после чего было принято достаточно спорное решение об ее эвакуации. В результате Красная Армия была лишена не только трех эсминцев, но и всего оборудования и вооружения, находящегося на острове. При отступлении все это было уничтожено, включая и сверхмощные гаубицы Бр-18.