Гаубица Б-4. История данной артиллерийской системы берет свое начало в 1926 году с постановления артиллерийского комитета о разработке новой 203мм гаубицы, как тогда говорили, большой досягаемости. Первый опытный образец орудия 203-мм гаубица Б-4 на заводе «Большевик» изготовили в 1931 году. Разработкой гаубицы руководил конструктор Гаврилов. На следующий год началось серийное производство гаубицы. В следующем, 1933 году, к производству подключили завод «Баррикады».

Производство такой сложной системы шло медленными темпами, и первые гаубицы завод смог сдать лишь в начале 1934 года. Особенно много сложностей возникало с производством лафета на гусеничном ходу. Обеспечивая высокую устойчивость при стрельбе, такой лафет был очень сложен и дорог в производстве. Интересной особенностью было то, что из-за различий в технологической оснастке, гаубицы, сданные разными заводами, были по существу различными конструкциями. Этот недостаток был устранен лишь на орудиях выпуска 1937 года и позже. Тем не менее, темпы выпуска орудий постоянно росли, и к началу Великой отечественной войны промышленность успела произвести около 1000 артиллерийских систем.

Первое боевое применение 203-мм гаубица Б-4 получила во время так называемой финской войны, где она нашла широкое применение в борьбе с многочисленными финскими укреплениями. При этом, зачастую, для разрушения особо защищенных целей, их выдвигали на прямую наводку на дистанции менее 1 км от цели. К лету 41-го года все гаубицы этого типа, а всего их числилось в РККА 849 штук, входили в состав гаубичных полков большой мощности Резерва Главного Командования. Каждый из них включал в себя 24 орудия. Начало войны выдалось неудачным, и Красная армия, отступая, не имела возможности применять артиллерийские системы такого калибра, которые были выведены в глубокий тыл. Несколько десятков орудий было захвачено противником и использовалось в составе Вермахта.

После коренного перелома в войне 203-мм гаубица Б-4 нашла широкое применение при проведении наступательных операций. Начиная со Сталинградской битвы, ни одна крупная операция Красной армии не обходилась без поддержки этих орудий. Курская дуга, Освобождение Украины и Белоруссии, штурм Варшавы, Будапешта, Кенигсберга и Берлина – вот боевой путь гаубицы Б-4.

Являясь самым многочисленным типом пушек большой мощности в составе Красной Армии, эти гаубицы золотыми буквами вписали свое имя в историю победы. И навечно остались в сердцах простых солдат.