самолет СпитфайрПосле окончания Битвы за Британию премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль сказал: «Еще никогда многие не были так сильно обязаны немногим». Почти половина из этих «немногих» были пилотами «Спитфаиров» — легендарных самолетов истребителей Второй Мировой. Без сомнения Спитфайр — самый известный самолет союзников. Одержав победу в небе Британии, в дальнейшем, Спитфаиры сражались над Западной Европой, песками Африки, горами Италии и Балкан, джунглями Азии и островами Тихого океана, везде вызывая любовь своих пилотов и уважение противников.

История самолета «Спитфайр» берет свое начало в 1936 году — с выдвинутых Командованием Британских ВВС требований к современному истребителю. В объявленном конкурсе победил проект фирмы Супермарин. Отцом самолета стал конструктор Реджинальд Митчелл, до этого занимавшийся конструированием скоростных гидросамолетов.

Во многом «Спитфайр» обязан своими характеристиками великолепному детищу завода Роллс-Ройс – мотору «Мерлин». Обладая феноменальными для своего времени данными, этот двигатель мог заставить летать даже «товарный вагон», но Спитфаир не был «вагоном». Это был один из самых аэродинамически чистых самолетов своей эпохи, имея коэффициент лобового сопротивления меньше любого своего современника. Благодаря мощному мотору и крылу большой площади, самолет обладал прекрасной маневренностью и хорошими разгонными характеристиками.

Первый серийный «Спитфайр» выкатили из цехов завода в июле 1938 года. Серийный выпуск самолета нарастал, а заказы на новые партии сыпались один за другим. К моменту вступления Британии в войну уже 9 дивизионов RAF (Королевские ВВС) были вооружены этими истребителями. Производство машин этого типа продолжалось на протяжении всей войны, постоянно совершенствуясь. Основным направлением модернизации было выбрано увеличение мощности двигателя и усиление огневой мощи. Эволюция истребителя "Спитфайр" прошла путь от модификации Мк I до модификации Мк XVI. И всегда Спитфаир оставался одним из самых лучших истребителей.

Об эффективности этого самолета наглядно говорит тот факт, что более 2/3 всех воздушных побед британских истребителей приходится на долю пилотов Спитфаиров. В их послужном списке числятся немецкие, итальянские, японские, французские и даже румынские самолеты.

Без сомнения, роль этого истребителя в общей победе нельзя преувеличить, и он по праву стоит в первом ряду достижений британского оружия.