С-22 самолёт илья муромецРусский самолет под названием «Илья Муромец» или С-22 выпускался в течение 5 лет на одном из заводов в России, начиная с 1913 года. Он же принимал активное участие в Первой Мировой Войне. На тот момент этот самолет был уникальным в своем исполнении и поставил множество рекордов.

Началось все с самолета «Русский витязь», развивая конструкцию которого, разработчики пришли совершенно к иному типу самолета. В итоге, от источника осталась лишь общая схема, а также крылья, на каждом из которых было установлено по 4 двигателя. Все остальное было принципиально новым.

Все двигатели были произведены в Германии, фирмой «Аргус». Каждый из них обладал мощностью в 100 лошадиных силы. Однако уже в 1915 году на самолет «Илья Муромец» установили новые авиадвигатели Р-БВЗ. Они стали самыми первыми, разработанными на территории России. Один такой агрегат был 16-тицилиндровым и имел водяное охлаждение. При этом был двухтактным.

Именно самолет С-22 стал первым авиационным агрегатом, который стал перевозить на своем борту пассажиров. Для этого внутри находился специальный салон. Он был весьма комфортабельным. Там имелись даже спальные комнаты и санитарный блок, где располагался туалет и просторная ванная. Вся эта часть была полностью отделена от кабины летчика. Он же был оборудован системой отопления и освещения при помощи электричества. Только Первая Мировая Война и Гражданская Война значительно преградили дорогу развитию гражданских самолетов.

Первый вариант «Ильи Муромца» был сконструирован в 1913 году. На нем проводились уникальные полеты, в основном, конечно, показательные. В 1914 году новый самолет попытались переделать в гидроплан. Для этого установили на него более мощный двигатель. В течение 3 лет он оставался самым крупным из всех гидропланов, которые существовали на тот момент. До 1917 года  активно использовался морским ведомством.

Было сконструировано еще около 7 самолетов на базе «Ильи Муромца». Все они были оснащены мощными двигателями и разнились немного по размерам.

Вооружение «Ильи Муромца» и его последователей было довольно объемным. Так, бомбы всегда размещались исключительно внутри самого самолета. Они хранились вертикально, выстилая стенки бортов. Уже к началу 1916 года помещалось 800 кг бомб. Это гораздо больше, чем было изначально. Причем тогда же самолет приобрел уникальный электросбрасыватель бомб, который значительно упростил поведение самолета в бою.

Перед появлением бомб на борту самолета, «Илья Муромец» сначала принял другое вооружение. Это была огнестрельная скоростная пушка под названием «Гочкис». Ее калибр составлял 37 мм, а ставилась она непосредственно на передней площадке. Стоит отметить, что самолеты с этими пушками прошли только испытания, но в боях участия уже не принимали.

Некоторые другие варианты «Ильи Муромца» были оснащены совершенно другим оружием. Оно было стрелковое и могло представлять собой самые разные пулеметы и их тандем:
— кольт;
— Максим;
— Льюис;
— Мадсен и другие.

К началу Первой Мировой Войны было сделано уже целых 4 самолета. Специально было принято решение создания уникальной эскадры, которая состояла только из бомбардировщиков «Илья Муромец». Большое количество боев было проведено на этих самолетах, с самыми наименьшими потерями.

Уже после войны, бомбардировщики вновь вылетели в бой, только во время Советско-польской войны. А уже затем, в течение нескольких лет,  самолеты «Илья Муромец» летали в качестве гражданских, начиная с первого рейса Москва – Харьков, продолжив работу в направлении Москва – Баку.