il2В 1939 году начал выпускаться бронированный штурмовик, который в последствие стал поистине легендарным.
В годы Великой Отечественной войну, этот самолет стал летающим танком, который был неуязвим ни с земли, ни с воздуха.

Первоначально экипаж самолета состоял из одного летчика, но вскоре выяснился один его недостаток: уязвимость задней части самолета от огня истребителей противника. Для защиты штурмовика сзади, была проведена срочная модификация самолета, и с осени 1942 г. на фронтах появились двухместные Ил-2.
Впервые в истории самолетостроения в самолёте Ил-2 удалось сочетать оптимальное для того времени сочетание огневого потенциала, бронезащиты, скорости и маневренности.

Штурмовик отличался от других самолетов того времени разнообразным составом вооружения. Две пушки, два пулемета, восемь реактивных снарядов и до 600 кг авиабомб обеспечивали поражение танков, бронемашин, артиллерии, зенитных батарей, пехоты, железнодорожных составов, складов, а также различных средств коммуникации и связи.

Четыре миллиона боевых вылетов было совершено советскими военными самолетами за годы Великой Отечественной войны. Из них одна треть приходится на долю самлёта Ил-2. Третья часть всех советских летчиков, которым в годы войны присвоено было звание Героя Советского Союза, воевали именно на «горбатом» — так наши пехотинцы и танкисты из-за внешнего вида окрестили легендарный штурмовик.

Летчиков на подвиги воодушевляла высокая живучесть, разнообразное вооружение и надежная бронезащита, ведь этот самолет был защищен броней, которую было сложно пробить даже мелкокалиберным пушкам.

Ил-2 вынес на себе все тяжести войны. «Черной смертью» называли этот самолет немцы. Бывшие летчики-фронтовики очень высоко оценили все достоинства легендарного самолета. В некоторых городах бывшего СССР (Самаре, Новороссийске, Воронеже, Дубне), установлены памятники самолету Ил-2.