Эта машина была разработана и построена в 1935—1937 годах по заданию немецкого Управления вооружений сухопутных сил. В то время у Рейхсвера возникла крайняя необходимость построить более мощный танк, чем имеющийся уже на вооружении Panzerkampfwagen I. Еще в самом начале проектирования танк Т-III назывался Zugfhrerwagen ( ZW – «машина командира взвода»). Потом был объявлен конкурс на создание самой боевой машины. Основным заданием была разработка и создание мощного 10-тонного танка, на вооружении которого должна была находиться 37миллиметровая пушка. Это орудие по задумке должно было очень эффективно противостоять любой вражеской бронетехнике того периода. Постепенно эта модель легкого танка должна была стать основной бронемашиной Вермахта.

Конкурс на создание танка выиграла фирма «Даймлер-Бенц». Первая модель была еще экспериментальная, поэтому ее не стали выпускать в массовом количестве – шли различные технические усовершенствования и эксперименты. Уже в 1937—1938 годах вышли пятнадцать танков усовершенствованной модели – марки B и C, а следом за ними тридцать танков Panzerkampfwagen III модификации D. Именно на танк Т-III были установлены и апробированы новые конструкторские решения по схеме подвески и коробки передач. Кстати, несколько танков последней серии в дальнейшем вступили в бой на территории Польши и Норвегии. Боевые действия для них сложились не совсем удачно, и их изъяли из войск. Дело в том, что броня легких танков не превышала 15 миллиметров, что было мало.

Вторым днем рождения танка можно смело назвать 27 сентября 1939 года. Именно тогда начался выпуск бронемашины крупной партией. Это были Panzerkampfwagen III модификации E. В нем стояла торсионная подвеска, которая в дальнейшем применялась уже во всех последующих машинах этой марки. Была существенно увеличена мощность двигателя. Бронирование дошло до 30 мм, что помогло противостоять 45-мм противотанковым советским пушкам.

Красноармейцам удалось «оприходовать» один из брошенных немцами в Польше танков Т-3. После проведения по нему стрельбы на полигоне испытали настоящий шок. Танк Т-III устоял. Несколько позже СССР купил у них еще один танк Panzerkampfwagen III, но уже более новой модификации – F. после полигонных испытаний бронемашина получила очень высокую оценку у советских испытателей. Танк удалось разогнать до 70 км/ч. К тому же он показал себя достаточно удобным в вождении. Танк был оснащен отличными и очень качественными приборами прицеливания и ночного видения. Довольно хорошо показала себя и броня. Уже усовершенствованные снаряды нашей «сорокапятки» с расстояния в полкилометра из пяти попаданий пробили бортовую плиту всего два раза.

Но был в данной конструкции и минус – хиленькое вооружение, состоящее из 37 мм пушки «KwK 36». Но вскоре она была заменена уже пушкой калибра 50 мм.

В самом конце 1942 года началось изготовление последней модификации «тройки» – N. В нее начали ставить 75 миллиметровую пушку от Panzerkampfwagen IV. Но уже в середине 1943 года танк сняли полностью из серийного производства. Вермахт направил усилия на увеличение количества штурмовых орудий, которые начали выпускать на месте сборки «троек». Всего в изготовлении танка успело поучаствовать 9 известных немецких фирм. По подсчетам историка Вальтера Шпильбергера, всего было выпущено 5703 бронемашин Panzerkampfwagen III. Хотя у иных источников могут встретиться и другие цифры.