В 1943 году союзные британские войска провели легендарную операцию по разрушению колоссальных плотин в Рурском промышленном районе Германии. Она вошла в историю под названием «Большая порка» как самая оригинальная и остроумная военная операция (здесь и использовалась Прыгающая бомба).

А началось все с того, что английский инженер и известный изобретатель Барнс Уоллес распознал возможность быстрейшего окончания войны путем разрушения водохранилищ и плотин в Рурской области. Лишившись «белого золота», важный в стратегическом значении огромный район потерял бы свой промышленный потенциал. Прорыв дамб повлек бы за собой не только остановку всех металлургических заводов, но и разрушение мостов, железных дорог, электролиний и многих стратегических объектов в долине Рура.

Огромнейшие дамбы Эдер, Мён и Зорпе невозможно было разрушить с помощью обычных авиабомб. Даже прямое попадание требовало огромного (согласно расчетам почти 30 тонн) заряда взрывчатки. Ни один бомбардировщик в то время не мог поднять такую тяжесть. Поэтому первоначальное предложение Уоллеса об использовании сверхтяжелых бомб было отклонено. Торпеды в данном случае были бесполезны – водохранилища защищались специальными противоторпедными сетями. Для того чтобы достичь цели и разрушить дамбы, бомбы должны были попасть в узкую полоску между противоторпедными сетями и стеной дамбы, что почти невозможно осуществить с воздуха.

После долгих раздумий Уоллес пришел к остроумному решению – он решил заставить бомбу прыгать, как камешек, по поверхности воды. Чтобы достичь этого, бомбу нужно было заставить вращаться еще на борту Ланкастера. Подпрыгнув несколько раз, прыгающая бомба должна была преодолеть все заграждения, и, отрекошетив от парапета дамбы, упасть в воду на напорной стороне, где впоследствии должен был сработать гидростатический взрыватель.

Для осуществления плана необходимо было точно соблюсти расчетные данные: скорость 240 миль/час, расстояние до цели 390м, высота сброса 18,3 м. Дистанцию определили просто, но для определения высоты обычные средства не подходили, поскольку та была слишком мала. Выход нашли гениальный: установили два прожектора в носу и хвосте самолета Ланкастер. Один был направлен вниз вертикально, второй – под таким углом к вертикали, чтобы точка пересечения их лучей находилась на расстоянии ровно 18,3 м от «Ланкастера». По световым пятнам на поверхности воды летчики и корректировали высоту полета. Требуемая высота достигалась, когда пятна сливались. В результате тренировок пилоты научились поддерживать нужную высоту на боевом курсе самолетов.

Всего в операции участвовали 19 британских самолетов, 10 из которых не вернулись на базу. Погибли 56 летчиков, но задание – затопить Германию – было выполнено с блеском. Из трех плотин две были уничтожены, разрушено множество других важных объектов: железнодорожные и автомобильные мосты, электростанции, заводы.

В ходе «Большой порки» летчики Королевских ВВС проявили свой героизм и высокие профессиональные качества. А история прыгающей бомбы на этом закончилась.