Хочу вам рассказать о бомбе-мине СД-2Б под названием «Бабочка». Это прозвище придумали в Англии. Именно английские солдаты первые столкнулись с этой опасной и смертельной штукой. Весила она совсем немного, всего около 2 кг. Это была самая маленькая бомба из всех, применявшихся в военных действиях в период Второй мировой войны.

При тщательном рассматривании она казалась совсем крохотной. Только представьте – это был идеальный цилиндр, имеющий в диаметре 7.5 см и длину в 9 см. Принцип действия этой бомбы был следующим: что при сбрасывании с самолета она распадалась на две части и выпускала свои маленькие «крылья», тем самым замедляла падение. Естественно, в связи с ее маленьким размером бомбы такого типа не сбрасывались в одиночку. Их помещали в различные контейнеры вместимостью до сотни таких «бабочек».

При разработке этой бомбы немцы ставили перед собой цель создать смертоносное оружие для поражения пехоты, автомашин и другой не бронированной техники. Им это с легкостью удалось. Так как бомба-мина СД-2Б имела маленький вес, она сравнительно долго летела к земле. Эта особенность дала возможность сбрасывать их с предельно малых высот, не боясь повреждения самого атакующего самолета. А низкая высота – это, в первую очередь, высокая точность бомбардировки.

Именно этими бомбами в начале войны против СССР в июне 1941 года были практически уничтожены все приграничные аэродромы вместе с находящимися на них самолетами и обслуживающей техникой. Причем уже в то время немцы научились устанавливать в них три разных детонатора: обычный, взрывающийся при столкновении, взрыватель замедленного действия и новый вид – взрыватель без возможности извлечения. Третий тип работал по принципу обыкновенной мины. Бомбами «усеивалась» вся атакующая территория, и она превращалась в минное поле. Детонатор срабатывал при движении или же касании бомбы. По донесениям военного командования Красной армии особенно много потерь понесли воины красной армии от «бомб-бабочек», начиненных третьим видом детонаторов.

Но вместе с их изобретением у немцев появилась самая настоящая, причем, смертельная «головная боль». Такие детонаторы на бомбе СД-2Б стали частенько срабатывать прямо в несущем их самолете. Появились множество жертв в среде летчиков и непредвиденных потерь воздушной техники. Сами немецкие пилоты, из-за их самоподрывов, прозвали эту бомбу «дьявольскими яйцами».

А тут еще появилась новая проблема. Поскольку контейнеры с «бабочками» устанавливались на наружной подвеске, то при попытке произвести посадку на собственном аэродроме самолет иногда просто минировал всю прилегающую территорию. Это происходило из-за ошибок в конструкции креплений. К тому же советские ПВО набрались опыта и их команды уже не были теми «беззубыми» юнцами, как в самом начале войны. Низколетящему бомбардировщику часто не оставляли шанса вернуться на родной аэродром. Теперь немецкие летчики вынуждены были сбрасывать бомбы только с больших высот. А тут уже чаша весов перевешивает в выборе более мощных авиабомб, нежели такая бомба-мина.

После нескольких случаев самоподрывов и минирования собственных аэродромов, а также заметно снизившийся эффективности, фельдмаршалом Кессельрингом был введен запрет на их использование. В дальнейшем их модернизации более не проводилась.