Tweet

Змей-автожир FA-330На немецких подводных лодках в качестве части вооружения и необходимых принадлежностей находился летательный аппарат FA-330. Аппарат представлял собой трубчатую конструкцию со стойкой, оканчивающейся ротором с тремя лопастями.

Это был змей-автожир для воздушной разведки. Когда нужно было осмотреть водное пространство вокруг субмарины, в автожире, транспортируемом за лодкой на тонком тросе, поднимался матрос-разведчик и через переговорное устройство докладывал командиру подлодки обстановку.

Принцип действия автожира заключался в планирующем полете за буксировщиком. Аппарат поддерживается встречным потоком воздуха, упирающимся в круг вращающихся лопастей, чем создавалась подъемная сила. Вращение ротора с лопастями происходило за счет авторотации. Автожир должен был быть повернутым строго навстречу потокам воздуха. Только при этом условии появлялась достаточная подъемная сила.

При полете круг, ометаемый лопастями, отклоняется назад в горизонтальной плоскости и начинает работать по принципу воздушного змея. При хорошем ветре Змей-автожир FA-330 может подняться на высоту до ста метров, но для этого скорость подводной лодки должна быть не менее 45 км/час. Двигателей на автожире нет, и первоначальная раскрутка лопастей для создания устойчивого вращения делается вручную. При достижении скорости вращения ротора 140 об/мин аппарат может взлетать.

В полете нужно было следить за тем, чтобы буксировочный трос был натянут. Ослабление натяжки троса вело к тому, что автожир начинал «рыскать», плоскость круга лопастей меняла угол наклона, и если наклон принимал отрицательное значение, автожир камнем падал вниз и разбивался о воду или о палубу подводной лодки. То же самое, происходило при замедлении скорости движения меньше 35 км/час.

Полеты на FA-330 были далеко не безопасными, поэтому аппарат обеспечивался парашютом, который крепился к центральной стойке и мог раскрываться после аварийного сбрасывания ротора с лопастями. Если высота, набранная до наступления аварийной обстановки, была достаточной, то все заканчивалось сравнительно благополучно, и автожир вместе с пилотом спускались на парашюте.

Вес незагруженного автожира составлял 75 кг, парашют весил 10 кг, и летчик в спасательном жилете в спецодежде 90 кг. Таким образом, взлетная нагрузка аппарата была около 175 килограммов. В буксируемом варианте этот вес легко поднимался. Если же у машины был установлен двигатель с пропеллером горизонтальной тяги, то вес мог быть больше, и при этом необходимость в буксировщике отпадала.

Автожир FA-330 собирался и разбирался одним человеком в течение семи минут. После разборки аппарат укладывался в два упаковочных ящика для дальнейшей транспортировки.