Tweet

танк КромвельВ тридцатых годах на вооружении английской армии находились только легкие танки, которые не отличались сильной огневой мощью и достаточным бронированием. Их высокая крейсерская скорость и маневренность позволяла использовать машины для выполнения задач по преследованию отступающего противника и развитию успеха артиллерийских атак. Самостоятельной роли в ходе затяжного боя на пересеченной местности легким танкам не ставилось.

В 1941 году возникла необходимость в перевооружении танкового сектора английской армии, и в начале года генеральное военное ведомство Великобритании объявило конкурс на постройку нового тяжелого крейсерского танка. По условиям конкурса машина должна была иметь массу не менее 25 тонн и толщину брони в пределах 70 мм для всей передней части.

Конкурс выиграла английская фирма «Наффилд», и на ее заводах вскоре был построен танк Кромвель А24, весом около 27-ми тонн, с лобовой броней толщиной 76 мм. На него была установлена силовая установка «Либерти». Однако, как показало время, этот выбор был неудачным, поскольку двигатель не имел достаточной мощности, чтобы обеспечить танку весом 27 тонн достаточную крейсерскую скорость и маневренность.

Через некоторое время фирма «Роллс-Ройс», известный производитель авиационных моторов, предложила танкостроителям двигатель собственного производства – «Метеор», обладающий мощностью 600 л.с. Таким образом, тяжелый танк Кромвель получил силовую установку, полностью соответствующую боевым задачам танка.

Огневая мощь Кромвеля обеспечивалась 57 миллиметровой пушкой и двумя крупнокалиберными пулеметами BESA. Один из них был совмещен с пушкой, другой же устанавливался на одном из бронелистов корпуса. Штатная пушка танка впоследствии была заменена на 95 миллиметровое орудие, а к бронебойным снарядам добавили мощные фугасные заряды для поражения пехоты и противотанковых расчетов противника.

Башня танка оснащалась гидравлическим приводом, что позволяло делать оборот в 360 градусов всего за 15 секунд. Механизмы наведения также были достаточно совершенными, что позволяло вести точный прицельный огонь. Экипаж тяжелого танка «Кромвель» состоял из 5-ти человек: командира, механик-водителя, наводчика, заряжающего и пулеметчика. Обзор местности велся с помощью двух панорамных перископов.

Серийно тяжелый крейсерский танк Кромвель производился вплоть до окончания войны. За это время было выпущено 1070 единиц. Впоследствии часть машин была передана союзникам Великобритании.