Tweet

Танк Т-34Приветствую всех интернетчиков, интересующихся оружием! Сегодня хотелось бы рассказать вам о танке T-34, легендарном среднем танке, прославившемся в годы Второй Мировой войны и ставшем одним из символов нашей Победы. Т-34 – самый массовый и, по мнению большинства специалистов, лучший танк войны.

История будущего Т-34 началась с того, что в 1937 году Харьковский паровозостроительный завод (ХПЗ) получил от Автобронетанкового управления РККА заказ на новый танк, имевший тогда индекс А-20. Основные требования к новому танку заключались в следующем: он должен был иметь колесно-гусеничный движитель, максимальную скорость 70 км/ч, вес в пределах 14 тонн, наклонную броню толщиной 15-25 мм, а также 45 или 76 мм пушку. По сути, новый танк должен был представлять собой глубокую модернизацию танков серии «БТ», находившихся в то время на вооружении РККА. Руководителем КБ, ведущего работы по новому танку в конечном итоге стал М. И. Кошкин. Весной 1938 года высшие военные руководители СССР утверждают проект танка, предлагая, правда, увеличить толщину брони до 30-40 мм (так, чтобы она выдерживала попадание бронебойного снаряда 37-мм немецкой противотанковой пушки). Одновременно появляется предложение параллельно создать чисто гусеничный вариант новой машины.
Через год начались ходовые испытания двух построенных прототипов, А-20 (колесно-гусеничный) и А-32 (гусеничный).

По их итогам выяснилось, что А-20 превосходит своего конкурента в скорости движения по шоссе (на колесах), но при этом у А-32 гораздо лучше проходимость и имеется значительный резерв массы для увеличения толщины брони. В итоге, в декабре того же года Комитет обороны постановил принять на вооружение танк А-32 (под обозначением Т-32), увеличив до 45 мм толщину брони, установив на танк пушку Ф-32 калибра 76 мм (испытания танк проходил с 45-мм пушкой), а также три пулемета. Новый танк получил название Т-34, ходовые испытания двух тщательно закамуфлированных образцов прошли в марте 1940 года. Испытания успешно закончились 31 марта 1940 года подписанием приказа Государственного Комитета Обороны о серийном производстве танка Т-34 на заводе № 183 (бывший ХПЗ) и СТЗ.

Согласно принятому плану, в течение 1940 года должно быть произведено 600 танков Т-34, однако реальные цифры оказались значительно меньше. Освоение производства нового танка шло медленно, комплектующих не хватало, по этой причине за год было произведено всего около сотни танков Т-34. В общей сложности, ко дню начала войны было произведено и поставлено в войска 1066 танков Т-34.

Экипаж танка состоял из четырех человек: командира, заряжающего, механика-водителя и стрелка-радиста. В качестве силовой установки использовался V-образный 12-цилиндровый дизель В-2 максимальной мощностью 500 л. с. Танк имел сварной корпус из закаленной гомогенной стали толщиной листов 13, 16, 40 и 45 мм. На Т-34 первых серий ставили сварную башню (толщина бронирования 45 мм, крыша – 16 мм) и пушка Л-11 калибром 76 мм, к концу 1940 года в производство параллельно пошла литая башня с увеличенной до 52 мм толщиной лобовой брони. Весной 1941 года на Т-34 стали устанавливать более совершенную пушку Ф-34, использующую ту же номенклатуру снарядов, среди которых были все основные их виды, выпускавшиеся советской промышленностью. В боекомплект танка «Т-34 обр. 1941 г.» входило 77 снарядов. В качестве вспомогательного вооружения танк имел два пулемета ДТ: курсовой и спаренный с пушкой. Начиная с 1943 года заводы стали выпускать Т-34 со сварной башней характерной формы, известной как «шестигранная» и цилиндрической командирской башенкой. Боекомплект увеличили до сотни снарядов. Всего было произведено более 35 тысяч единиц танков Т-34-76.

В 1944 году в серию запущен более совершенный вариант танка Т-34, известный как Т-34-85. Танк имел новую увеличенную башню с установленной в ней 85-мм пушкой С-53 (первоначально, до окончательной доработки нового орудия, на танк ставилась пушка Д5Т), способной пробивать толстую броню новейших немецких танков, усиленное бронирование и пятого члена экипажа (размещался в башне). Танк производился в нашей стране до 1950 года (выпущено около 30 тысяч машин), а также по лицензии в Чехословакии и Польше.

В следующий раз я расскажу вам о модификациях легендарного танка и боевых машинах на его базе.