Tweet

Предназначенные для уничтожения долговременных оборонительных сооружений противника, тяжелые штурмовые орудия «Штурмпанцер IV» были приняты на вооружение Вермахта в феврале 1943 года. Это был совместный проект фирм «Крупп» и «Алькетт». Первая фирма предложила для этих машин шасси танка Pz Kpfw II , другая же сконструировала для них рубку. Проект новой машины получил одобрение Гитлера в ноябре 1942 года, и к производству необходимой для фронта САУ должны были приступить завод фирмы «Алкел». Однако оказалось, что он перегружен производством танков для Вермахта. По объективным причинам было решено использовать для нового самоходного орудия шасси танков, поступивших на ремонт, и этим занялся завод фирмы «Дойче Айзенеерке».

Конструкцию орудия специально для новой установки разработала чехословацкая фирма «Шкода» на базе гаубицы sIG 33, калибра 150мм. Новое орудие StuH 43 такого же калибра монтировалось в просторной рубке при помощи шаровой установки. Оно имело вертикальный угол наведения в диапазоне от -8° до +30°, а горизонтального – по одним данным 10°, по другим – 18°. Заряжалось раздельно, скорость снаряда на вылете – 210 м/c., дальность — 4000—4300 м. Ствол гаубицы был коротким, длиной 12 калибров.

САУ «Бруммбер IV» имела мощное бронирование, особенно отличалась этим лобовая часть и рубка – 80 и 100 мм соответственно. Борт, сам по себе имеющий броню в 30 мм был дополнительно защищен броневым экраном. Приборами управления служили панорамный и телескопический танковый прицелы.

Самоходка получилась очень тяжелой. Чрезмерная нагрузка на шасси приводила к частым поломкам ходовой части. Другими недостатками оказались недостаточная мощность двигателя и ненадежность трансмиссии. Впрочем, за время своего существования установка пережила три модификации. Вносились изменения в конструкцию рубки, менялись приборы наблюдения, устанавливалось орудие, имеющее удлиненный броневой кожух ствола, увеличивалось количество и менялось расположение вентиляторов и люков в рубке. В третьей серии САУ были сменены базовые шасси – стали использовать Pz.IV Ausf.J. Появился пулемет, на установке которого танкисты уже давно настаивали. Были также проведены и другие значительные и мелкие изменения.

Боевым крещением для «Бруммберов» стала Курская дуга. Из 45 машин в июле немцы потеряли 17. Когда в дальнейшем немецким войскам пришлось вести оборонительные бои, САУ убрали с курского участка фронта. В 1944 году они еще появлялись под Запорожьем, но затем их окончательно перевели в Италию. За время их серийного выпуска было изготовлено 700 машин, сослуживших свою службу Вермахту.