Tweet

Самоходка Су-76В первые же месяцы войны во время летних боев на всех фронтах обозначилась сильная нехватка машин для поддержки наступающей пехоты и противодействия танковым соединениям немецкой армии. Имеющиеся на вооружении Красной армии самоходные артиллерийские установки не отвечали задачам интенсивного боя. Требовались более мощные, маневренные бронированные машины, которые могли бы эффективно поддержать пехоту в наступлении и, при необходимости, нейтрализовать или уничтожить немецкий танк (таковой и станет разработка Су-76).

Задача по созданию новой боевой машины – самоходной артиллерийской установки – была поставлена, и работа началась. Ударными темпами была создана САУ с 57-ми мм пушкой, смонтированной на базе тягача «Комсомолец». Это был легкий гусеничный тягач, достаточно маневренный, но маломощный. К тому же он был достаточно высоким, поэтому линия огня получалась завышенной, что негативно отражалось на точности стрельбы. Из-за своего огромного веса самоходка была неустойчивой.

Следующей попыткой создать мощную САУ была установка 76-ти миллиметровой полковой пушки на легкий танк Т-26, который был давно устаревшим. Целый ряд недостатков новой машины заставил отказаться и от этого проекта. Чуть позже, осенью 1941 года, на Горьковском заводе взяли за основу строящиеся танки Т-60 и Т-70 и создали артиллерийскую самоходную установку на их базе, используя два параллельно установленных шестицилиндровых двигателя ГАЗ-202, которые передавали крутящий момент на один общий вал.

Попыток создания САУ было несколько, однако ни одна из апробированных машин не была запущена в серию. Между тем необходимость в эффективной самоходке все возрастала. И вот, наконец, весной 1942 года конструкторы остановились на варианте САУ с 76-ти миллиметровой пушкой на базе танка Т-70 с двигателями ГАЗ-202, установленными один за другим. Новое расположение моторов сразу же устранило целый комплекс недостатков прежних разработок. Прекратилась разрушительная вибрация вала, трансмиссии и всей ходовой части.

Самоходка СУ-76 была поставлена на вооружение, и с января 1943 года началось серийное производство бронированной машины. В ходе производства вносилось множество изменений. В частности, боевой отсек сделали полностью открытым, и теперь расчет мог действовать более свободно. К тому же была упрощена трансмиссия и управление. Постепенно усиливалась броневая защита и тем самым повышалась живучесть СУ-76. Выпуск самоходки наращивался, и постепенно она заняла второе место по количеству произведенных боевых машин после танка Т-34.

С 1943 по 1945 годы было выпущено 14 290 боевых машин СУ-76. После окончания войны самоходка еще долго находилась на вооружении Советской Армии. И только в 1950 году СУ-76 была снята с вооружения.