Tweet

Самолет Ил-4Двухмоторный бомбардировщик Ил-4 был создан на базе своего предшественника ДБ-3. Разработка велась в ОКБ-240 под началом С.В. Ильюшина. Длина новой машины составляла почти 15 метров при размахе крыльев 21 метр. Вес самолета при полной взлетной загрузке был около 12 тонн. Два высотных двигателя М-88, мощностью по 1100 л.с. каждый, позволяли развивать скорость 395 км/час при дальности полета в 4000 километров. При этом самолет Ил-4 мог лететь на высоте 8300 метров.

В новом самолете изначально старались совместить дальность полета и высокую крейсерскую скорость. Задача архисложная, поскольку только медленный полет мог обеспечить преодоление значительных расстояний. Тем не менее, все конструктивные усовершенствования были ориентированы на улучшение аэродинамики самолета. Линии фюзеляжа, особенно в нижней части, максимально «зализывались», дюралевая обшивка тщательно полировалась.

Самолет Ил-4 мог отличался хорошей грузоподъемностью, поэтому его бомбовая загрузка была определена в 2,5 тонны. Бомбовый боекомплект равномерно распределялся по внешним держателям на фюзеляже самолета и под крыльями. При необходимости дальний бомбардировщик мог нести торпеды, и таким образом решались задачи по уничтожению военных кораблей противника.

Стрелковое вооружение бомбардировщика составляли несколько крупнокалиберных пулеметов, которые были малоэффективны в условиях воздушного боя. Пушек на Ил-4 не было. Низкая маневренность самолета не позволяла ему участвовать в интенсивных сражениях. К тому же бомбардировщик управлялся с трудом даже в обычном полете.

По отзывам летчиков, машина была неустойчивой на курсе, самопроизвольно уходила в крен, задирала или опускала нос. Приходилось контролировать полет ежесекундно. На самолет Ил-4 не устанавливался автопилот, что сказывалось на состоянии экипажа в дальних полетах. Напряжение летчиков иногда было чрезмерным. Однако при всех своих недостатках дальний бомбардировщик Ил-4 был основной боевой машиной в своем классе.

Выпускался самолет Ил-4 в больших количествах на нескольких заводах. В процессе производства постоянно конструктивно улучшался и модернизировался. Постепенно были устранены недостатки в управлении, усилено вооружение и значительно увеличен запас топлива. В экипаж из трех человек ввели четвертого – стрелка люковой установки. Последней доработкой в конструкции Ил-4 стала установка пламегасителей на выхлопных патрубках двигателя. До установки этих насадок самолет демаскировался ночью в полете из-за огненных вспышек из патрубков.

Дальний двухмоторный бомбардировщик Ил-4 воевал на всех фронтах ВОВ с 1942 по 1944 годы.