Плавающие танки Т-37 и Т-38
Категория: Боевые машины, Об оружии, Танки Июль 9th, 2012В один из августовских дней 1935 года немногочисленные жители города на Неве, находящиеся неподалеку от стен Петропавловской крепости, увидели необычное зрелище, которое, наверняка, запомнили на всю жизнь. В тот день по водной глади реки Невы уверенно плыли… танки. Спустя некоторое время все семь единиц этой необычной бронетехники круто свернули в сторону берега и спустя несколько минут в полном составе уже стояли на берегу.
В этот день был окончен 600-километровый испытательный марш-переход плавающих танков Т-37 включавших в себя реки Луга, Шелонь, озеро Ильмень и Новоладожский канал.
К разработке бронетехники, способной без какой-либо предварительной подготовки форсировать реки и озера, были начаты Советским Союзом еще в 1932 году. Так КБ одного из оборонных заводов руководимое Н. А. Астаховым разработало и построило плавающий танк Т-33, вооруженный 7,62-мм пулеметом ДТ установленным на башне. Несколько позднее, используя базу агрегатов автомобиля АМО-2, была построена новая серия плавающих танков – Т-41– обладающих аналогичным вооружением. Но в серию был отправлен танк Т-37, на вооружении которого стояла уже пушка. Вскоре этими машинами стали комплектоваться все разведывательные подразделения РККА.
Передвижение по воде плавающий танк Т-37 производил благодаря гребному винту и рулевому перу корабельного типа. Выпущенный несколько позднее модернизированный вариант – Т-37А – обладал уже гребным винтом с поворачивающимися лопастями, что обеспечивало реверс тяги.
Многокилометровый пробег, окончание которого описано в начале статьи, показал высокую надежность и такие же ходовые качества новоявленной амфибии во время передвижения как по воде, так и по суше. Новый вид бронетехники доказал свою перспективность, поэтому было принято решение о продолжении их модернизации.
Результатом развития стало появление новых плавающих танков – Т-38 и Т-38М-2. Обе модификации обладали противопульным бронированием, легким пулеметным вооружением и карбюраторными двигателями. Экипаж танков состоял из двух человек. Новые амфибии могли развивать вполне приличную, как на то время, скорость – 45 км/ч по шоссе и до 6 км/ч по воде. Большим достоинством новых бронемашин была возможность их сборки из автомобильных агрегатов, что весьма упрощало производство.
Малый вес плавающих танков, а также их небольшие габариты позволяли использовать их во время проведения десантных операций. В данных случаях оба танка – Т-37 и Т-38 – крепились под фюзеляжами тяжелых бомбардировщиков ТБ-1 или ТБ-3. Этот способ десантирования был продемонстрирован во время проведения очередных учений Киевского военного округа (1935 г.).
И все же произведенные амфибии нельзя было назвать полностью удачными. Недостаточное бронирование и легкое вооружение не позволяло отбить атаку обычных пушечных танков, успешно бороться с различными противотанковыми средствами противника, что, в конце концов, не давало возможности закрепления достигнутых пехотой результатов.