Tweet

Разработки легкого плавающего танка Т-40 были окончены в 1939 году. На следующий год машина уже была направлен в серию. Всесторонние испытания показали ее надежность, простоту и достаточную дешевизну. Хотя и с достаточно скромными показателями режима боеспособности – на вооружении танка состояли лишь два 12,7-мм пулемета ДШК, а также один 7,62-мм пулемет ДТ.

Масса машины составляла 5,9 т. Наивысшая скорость передвижения, развитая в процессе испытаний по пересеченной местности, составила 44 км/ч с запасом хода в 220 км. Экипаж танка – два человека.

К моменту нападения Германской армии на СССР было выпущено 227 единиц (по иным данным – 703 единицы) данной техники. Однако сия машина была идеальна лишь в наступательной, но никак не в оборонительной войне. Поэтому после начала боевых действий с Германией ее производство было свернуто.

В германской армии к моменту начала войны с СССР сегмент плавающей бронетехники как таковой не был занят вообще. Для того чтобы немецкие танки могли форсировать водные преграды, инженерами страны было предложено использование специальных поплавков, которые крепились к корпусам легких и некоторых средних танков непосредственно перед форсированием. На большинство же средних, а также на все тяжелые танки было установлено специальное оборудование для подводного вождения, которое помогало им передвигаться не по поверхности воды, а по дну водоема.

В тот момент, когда к концу 1941 года легкие танки практически прекратили свое существование как полноценная единица бронетехники, разработки оборудования по подводному вождению считались успешными, но продолжения в развитии они не получили. Начиная с производства танков PzKwfW Aus VI («Тигров»), все немецкие танки стали быстро набирать избыточный вес. Причем развивалось это настолько стремительно, что скоро далеко не все стационарные мосты могли выдержать их вес без разрушения, не считая наплавных мостов и паромов.

Решение проблемы немецкие конструкторы увидели в интеграции оборудования для подводного вождения еще в процессе проектирования танка. Однако на практике, казавшееся удачным решение оказалось провальным. Установленное оборудование занимало и так небольшое пространство внутри танка, поэтому по прибытии на фронт его попросту демонтировали. Несколько позднее, узнав об этом на заводах-производителях, его и вовсе перестали устанавливать. Эта даже привело к удешевлению производства.