Tweet

тяжелый танк MausСоздать сверхтяжелый танк в разное время пытались танкостроители из многих стран. Этими проектами занимались в США, Великобритании, Японии, но дальше чертежей дело не дошло. Кроме танкостроителей Германии. Причем сделали они это в условиях войны.

А начиналось все это 8 июня 1942 года на совещании в бункере Гитлера, где рассматривались вопросы дальнейшего развития танкостроения в Германии. Здесь фюрер впервые поставил вопрос о разработке и последующем внедрении в производство сверхтяжелого, так называемого «танка прорыва», который бы обладал максимально возможной броневой защитой. Большинство танковых конструкторов, находившихся на совещании, были против этого, однако Гитлер был чрезвычайно настойчив.

Заказ на изготовление прототипа двухбашенного танка оснащенного 150- и 128-мм орудиями получили фирма профессора Порше, который занимал на тот момент кресло председателя танковой комиссии, совместно с конструкторским бюро завода «Krupp». Общим же контролем за ходом проводимых работ было поручено заняться Альберту Шпееру, бывшему на тот момент министром вооружений и боеприпасов Германии. Несколько позднее, используя свое влияние на фюрера, Фердинанд Порше все же сумел доказать последнему бесперспективность разработки многобашенной машины. После долгих споров решено было остановиться на разработке танка классической модели с использованием пушки KwK L/38 калибра 150 мм.

Поначалу проект будущего танка получил название «Mamout» (нем. «Мамонт») с кодовым обозначением Тип 205, но впоследствии он был переименован в тяжелый танк «Maus» (нем. «мышь»).

В середине сентября заводом Круппа был изготовлен корпус танка, который был оснащен модифицированным авиадвигателем «Даймлер-Бенц». Во второй половине декабря началось его тестирование с на то время еще деревянным макетом башни.

Не считая некоторых неполадок в подвеске, проявившихся на испытаниях, тяжелый танк «Maus» прошел их достаточно успешно. Гитлер был настолько доволен этим, что издал распоряжение к июню 1944 года изготовить танк полностью, вместе с башней и вооружением.

Однако как немцы ни стремились полностью изготовить тяжелый танк «Maus» – сделать этого им не удалось. К концу войны на различных стадиях испытания находилось девять экземпляров этой машины. Всего в планах фюрера было заложено производство 150 машин.

Война подходила к своему закономерному завершению. Не дожидаясь прихода советских войск, два прототипа сверхтяжелого танка были подорваны на полигоне Куммерсдорф. Однако советские специалисты сумели собрать из них один тяжелый танк «Maus», который в начале 50-х годов перевезли на испытательный полигон в Кубинке.

Проекты сверхтяжелых танков, а у немцев их было несколько, не рассматривали в качестве штатного вооружения бронетанковых войск. Это были, скорее, передвижные огневые точки, поэтому приоритет был отдан не скорости и маневренности машин, а их боевой мощи и защите.