Tweet

Немецкий танк Panzerkampfwagen IV (Pz-IV или Т-4), появился в танковых войсках Германии в 1935 году, когда командование вермахта среди нескольких вариантов выбрало танк, созданный фирмой Крупп. В 1937 году начался массовый выпуск этой боевой машины, которая провоевала от начала и до окончания Второй Мировой войны. Она принимала участие в военных действиях как на европейском, так и на африканском театре военных действий.

Как у его предшественника танка Т-3 ведущие колеса, равно как и передача танка Т-4, были расположены в передней части, силовая же установка – позади. Ходовая часть «четверки» представляла собой следующую конструкцию: восемь опорных, малого диаметра, катков, были попарно сблокированы и подвешены на полуэллиптические листовые рессоры. Имелось ведущее колесо, расположенное спереди и направляющее колесо, оснащенное механизмом натяжения гусениц. Несмотря на многочисленные модернизации, эта конструкция ходовой части почти не изменялась, став традиционной для машин подобного класса.  

На танк Pz-IV устанавливался карбюраторный 12-цилиндровый двигатель фирмы «Майбах» с водяным охлаждением. Башня имела многогранную форму, вращение которой осуществлялось вручную или с помощью электромотора. Простая сварная конструкция корпуса с броневыми листами, не имевшими рационального угла наклона, была оснащена множеством люков, которые облегчали доступ к механизмам, но снижали прочность танка. Командирская башня имела пять смотровых люков, прикрытых броневыми заслонками. Кроме того, смотровые приборы были установлены по сторонам пушечной маски и в башенных боковых люках. Закрытый броней объем позволял нормальное размещение снаряжения и работу пяти членов экипажа. Башня танка была оборудована 75 мм короткоствольным орудием, спаренным с пулеметом, а за лобовым листом размещался второй пулемет.

Бронебойные снаряды пробивали 39-мм броню с пятисот метров. Позднее боекомплект пополнился кумулятивным снарядом. Однак, по мнению и самих немцев, боеспособность танка была недостаточной, а пробивная сила пушки низкой. Именно поэтому в последующих модификациях ее заменили длинноствольной пушкой также 75-мм калибра, причем без смены башни. Только после этого танк Pz-IV стал играть более заметную роль в боевых операциях.

Поначалу Pz-IV имел лишь противопульную бронированную защиту, и при дальнейшей их модернизации устанавливались лишь более мощная броня и вооружение, а переделка отельных узлов была незначительной. Надо сказать, что из-за постоянного увеличения толщины брони вес танка постоянно возрастал, ухудшая его проходимость и маневренность. К недостаткам немецкой «четверки» можно также отнести слишком жесткую и устаревшую форму подвески, недостаточно мощный двигатель, совершенно неоправданное оснащение машины противокумулятивными экранами, и уж совсем бессмысленную и дорогостоящую обмазку циммеритом (от магнитных мин).

Впрочем, несмотря на недостатки, танк Pz-IV оказался достаточно легкоуправляемой и вполне надежной машиной, хорошо сбалансированной и универсальной. Превосходя многие танки союзников, он уступал нашему танку Т-34 практически во всем, кроме, разве что, толщины лобовой брони. Это не замедлило сказаться на количестве боевых потерь немецкой армии. За 1941 год на Восточном фронте немцы потеряли 348 своих танков модели Т-4.