Tweet

Компания «Рейнметалл-Борзинг» из Дюссельдорфа в 1940 году осуществила разработку авиационной пушки МК-108, которая была значительно легче тяжелой пушки МК 103. Новую пушку, принятую на вооружение в 1944 году разрабатывали и изготавливали исключительно для проведения воздушных боев. Во время испытательного процесса выяснилась ее эффективность и надежность при относительной легкости, компактности и простоте изготовления.

Основная часть деталей пушки изготавливалась методом штамповки. Автоматика основывалась на принципе свободного хода затвора, который обычно применялся только в легком оружии. В орудиях среднего калибра при таком решении затвора возникала проблема отвода газов, которую решили, укоротив ствол. Длину ствола рассчитали таким образом, чтобы к моменту открытия затвора снаряд успевал покинуть его, и давление газов таким образом не превышало допустимую норму. Разработчики применили этот вариант, чтобы облегчить и упростить пушку, но при этом им пришлось смириться с ухудшением баллистических характеристик.Из-за укороченного ствола начальная скорость полета снаряда понизилась до 500 м/с, что, как следствие, уменьшило дальности стрельбы до 200 м. Стрелять приходилось, практически, в упор. Это ограничивало возможность применения пушки против маневренных целей, поэтому авиапушка применялась в боях с бомбардировщиками. Но даже против них с быстрых истребителей приходилось стрелять на коротких дистанциях, рискуя столкнуться с самой мишенью, будучи на огромной скорости.

Для пушки применялись снаряды двух типов – 30-мм фугасные трассирующие и такие же осколочные. Для них обычно использовались стальные гильзы в отличие от других боеприпасов, для которых гильзы применяли латунные. Фугасные снаряды изготавливали облегченного типа, для чего применяли метод глубокого вытягивания, а не точение корпуса. Это позволяло получить сравнительно тонкостенный, но прочный корпус, в котором помещалось большее количество зажигательной смеси или взрывчатого вещества. Легкость снаряда благоприятно сказывалась на работе автоматики.

В большинстве немецких истребителей авиапушка устанавливалась в крыльях, при этом она снабжалась дульными трубами, которые предохраняли от дульного пламени конструкции самолета. Иногда на двухмоторных истребителях пушку устанавливали в середине фюзеляжа, направляя ее под углом вперед и вверх. Такую установку прозвали «неправильной музыкой». С такой «музыкой» ночные немецкие истребители могли незаметно атаковать противника, подкравшись к нему снизу и используя «мертвую зону» – заднего стрелка – расстреливать вражеские самолеты безнаказанно.

Несмотря на отдельные недостатки, компактная конструкция пушки и ее большая огневая мощность вполне подходили для ее установки на подавляющее большинство самолетов Люфтваффе. Планировалось также ее использование и на проектируемых самолетах.

Благодаря характерному звуку при стрельбе пушку МК-108 прозвали «пневматическим молотом». Авиапушка внушала страх экипажам всех бомбардировщиков союзных войск. Из-за укороченного ствола начальная скорость полета снаряда понизилась до 500 м/с, что, как следствие, уменьшило дальности стрельбы до 200 м. Стрелять приходилось практически в упор. Это ограничивало возможность применения пушки против маневренных целей, поэтому авиапушка применялась в боях с бомбардировщиками. Но даже против них с быстрых истребителей приходилось стрелять на коротких дистанциях, рискуя столкнуться с самой мишенью, будучи на огромной скорости.

Для пушки применялись снаряды двух типов – 30-мм фугасные трассирующие и такие же осколочные. Для них обычно использовались стальные гильзы в отличие от других боеприпасов, для которых гильзы применяли латунные. Фугасные снаряды изготавливали облегченного типа, для чего применяли метод глубокого вытягивания, а не точение корпуса. Это позволяло получить сравнительно тонкостенный, но прочный корпус, в котором помещалось большее количество зажигательной смеси или взрывчатого вещества. Легкость снаряда благоприятно сказывалась на работе автоматики.

В большинстве немецких истребителей авиапушка устанавливалась в крыльях, при этом она снабжалась дульными трубами, которые предохраняли от дульного пламени конструкции самолета. Иногда на двухмоторных истребителях пушку устанавливали в середине фюзеляжа, направляя ее под углом вперед и вверх. Такую установку прозвали «неправильной музыкой». С такой «музыкой» ночные немецкие истребители могли незаметно атаковать противника, подкравшись к нему снизу и используя «мертвую зону» – заднего стрелка – расстреливать вражеские самолеты безнаказанно.

Несмотря на отдельные недостатки, компактная конструкция пушки и ее большая огневая мощность вполне подходили для ее установки на подавляющее большинство самолетов Люфтваффе. Планировалось также ее использование и на проектируемых самолетах.

Благодаря характерному звуку при стрельбе пушку МК-108 прозвали «пневматическим молотом». Она внушала страх экипажам всех бомбардировщиков союзных войск.