Tweet

Истребитель танков "Jagdtiger". Эксперименты по конструированию тяжелых и сверхтяжелых танков и танковых систем проводились Рейхом на протяжении всех сороковых годов. И нельзя сказать, что конструкторов преследовали сплошные неудачи. Если разработки танкостроителей Советского Союза, Англии, США или Японии оставались лишь на стадии чертежей, немецкие инженеры смогли воплотить в жизнь многие из своих проектов. Один из них – Jagdtiger (нем. «Охотящийся тигр»).

Истребитель танков «Ягдтигр» создавали на базе другого тяжелого танка – Т-VI, более известного под названием «Королевский тигр». Дизайн его корпуса был похож на другой танк – «Ягдпантера». На вооружении «Ягдтигра» состояла 128-мм полуавтоматическая зенитная пушка и 7,92-мм пулемет. Несмотря использование орудием снарядов раздельного заряжания, его скорострельность была достаточно высокой – от трех до пяти выстрелов за минуту. По плану ее следовало вооружить осколочно-фугасными боеприпасами, радиус действия которых был намного больше, чем аналогичных фугасов зенитного орудия.

Впервые макет новой самоходной установки продемонстрировали Гитлеру 20 октября 1943 года на военном полигоне Арис (Восточная Пруссия). Истребитель танков произвел на него довольно приятное впечатление, после чего было издано распоряжение о серийном производстве самоходной установки начиная со следующего года.

Ко дню рождения своего фюрера (20 апреля) был изготовлен первый образец машины. Ее вес составил 74 тонны. Среди участвовавших в войне самоходных установок она была самой тяжелой. Геббельсовская пропаганда назвала ее одним из видов чудо-оружия, которое поможет переломить ход войны на сторону Германии. Поскольку Третий Рейх не имел ни ядерного оружия, ни какого-либо эквивалента, пропаганда постоянно превозносила какие-либо значимые проекты, в ранг чудо-оружия.

Однако, несмотря на мощь самоходки, танк «Jagdtiger» имел целый ряд недостатков. Ходовая часть была сильно перегруженной, что делало машину ненадежной. Она вполне могла поломаться не только на марше, но и в бою. Танковые конструкторы предвидели это, поэтому в конструкции были сконструированы два отсека, в которых находились заряды для подрыва машины в случае возникновения поломки с невозможностью ее быстрого ремонта. Отсутствие возможности вращения башни делало ее весьма уязвимой при атаке с фланга, особенно если вспомнить, что бортовая броня танка почти не могла защитить от противотанковых снарядов практически любой из пушек, применяемых войсками союзников. Невысокая же скорость позволяла использовать для ее поражения даже «коктейль молотова».

Значительные потери в боях и довольно высокая стоимость производства «Ягдтигров» привели к тому, что выпущено их было достаточно мало, и какого-либо значения на исход войны эти машины не оказали.