Tweet

Дальнобойная пушка Бр-17К концу тридцатых годов ХХ века в плане артиллерийского вооружения Красной Армии наметилась тревожная тенденция. Все военные корабли были оснащены тяжелыми и сверхтяжелыми орудиями, железнодорожная артиллерия и морские полигоны также были вооружены в достаточной степени. А вот сухопутных орудий большой мощности не было.
Необходимо было в срочном порядке запускать производство тяжелых пушек и гаубиц, способных противостоять артиллерийскому натиску противника.

Однако в конструкторских бюро военного ведомства были только проекты, ориентированные на производство пушек относительно небольшого калибра. И все остальные наработки по артиллерийскому вооружению никак не могли соответствовать задачам крупнокалиберного вооружения.

Было принято решение позаимствовать несколько проектов в Чехословакии. В середине 1937 года специально созданная комиссия из представителей главного штаба артиллерии и партийных чиновников, посетила чехословацкий завод «Шкода». В ходе переговоров комиссии был представлен проект 210 мм дальнобойной пушки, которая и была впоследствии запущена в производство в СССР. В 1938 году с этой страной был заключен договор на поставку нескольких опытных образцов пушки , а также всей проектной документации. В 1939 году началось производство дальнобойной пушки калибра 210 мм. Она получила заводской индекс Бр-17.

В чехословацком варианте орудие имело лейнированный ствол, раздельно-гильзовое заряжание и буксируемый лафет. В процессе разработки проекта в условиях уже советского конструкторского бюро раздельно-гильзовое заряжание орудия Бр-17 было заменено на картузное заряжание. Причины таких изменений в проекте не прослеживаются, но в то время очень многие вопросы решались простым росчерком пера, зачастую необоснованным.

Раздельно-гильзовое заряжание состоит из двух этапов: досыл в пушечный ствол фугасного снаряда, и за ним идет гильза с пороховым зарядом. Картузное же заряжание пушки отличается отсутствием гильзы, пороховой заряд размещается в оболочке из плотной материи.

Пушка 210 мм Бр-17, образца 1939 года, отличалась скорострельностью (0.5 выстрела в минуту, то есть один выстрел мог произойти в течение двух минут). Для орудия такого калибра это неплохой показатель. Дальнобойность орудия составляла около 29-ти километров, что также можно было считать хорошим результатом.

Транспортировочный вес орудия составлял 21 тонну, а вес в боевой позиции 44 тонны.
Углы обстрела при вертикальной наводке от 0 до +55 градусов, а при горизонтальной наводке сектор обстрела составлял 90 градусов.