Многоцелевой Юнкерс Ju 88 – самый универсальный самолет Люфтваффе за все время войны. Его использовали как скоростной бомбардировщик, обычный бомбардировщик, торпедоносец, разведчик, ночной истребитель. В проекте Mistel его использовали в качестве летающей бомбы.

Эта многоплановость вовсе не была итогом удачного выбора Технического департамента, разработавшего спецификацию на такой самолет, скорее это была воля случая. Технический департамент довольно быстро засомневался в правильности такой концепции и выдал новые спецификации, закрепляющие дифференцированные функции для истребителя и для скоростного бомбардировщика.

Юнкерс Ju 88 задумывался разработчиками как самый скоростной бомбардировщик среди всех существующих на тот момент, к тому же не требующий эскорта. Но универсализм самолета позволил ему адаптироваться к различным сложным заданиям и стать, фактически, основной «рабочей лошадкой» Люфтваффе.

Юнкерс Ju 88 – низкоплан, снабженный двумя 12-цилиндровыми двигателями Даймлер-Бенц DB-600Аа, имеющими жидкостную систему охлаждения. Взлетная мощность машины составляла 1000л.с., а будучи на высоте 4000 м. – 910 л.с. Фюзеляж – монококк. Овальное сечение образовывали Z-образные шпангоуты и Т-образные стрингеры с приклепанной к ним работающей обшивкой. Крыло было с двумя лонжеронами, а также с работающей обшивкой, гладкой, состоящей из легкого сплава. Стойки шасси имели масляную амортизацию и убирались с помощью электричества.

Самолет выдержал значительное количество модификаций. Ju 88 A (одна и первых модификаций) совершил первые боевые вылеты против кораблей вблизи Норвегии. В успешной атаке на Рост в 1939 году ими было подбито три корабля. Но бою с атаковавшими «Спитфайрами» «Юнкерсы» проиграли – два машины были сбиты. На следующий день под Скапа-Флоу зенитками был сбит еще один. Участие всех боеспособных 133-х самолетов в блицкриге привело к высоким боевым и не боевым потерям. Экипажи машин в срочном порядке были выведены на переподготовку. Одновременно велась значительная переработка конструкции самолета с целью увеличения его грузоподъемности. После проведенной модернизации размах крыла был увеличен, а сами самолеты получили обозначение А-5. Все находящиеся в строю А-1 срочно модифицировали до размеров крыла А-5.

Производство Ju.88A очень быстро расширялось. Количество выпускаемых машин возрастало с большой скоростью. Объем выпуска самолетов в 1940 году достиг 2184 единицы. Принимая во внимание, что в 1939 году Люфтваффе получило их всего 110 экземпляров – прогресс был на лицо. В 1941 году выпуск машин уже составлял 2619 штук, и них 2000 были бомбардировщиками. И даже несмотря на то, что к 1942 году некоторые заводы остановили их производство (один в Бранденбурге и два в Ораниенбурге), общий выпуск все-таки возрос до 3094 единиц, в числе которых было 2270 бомбардировщиков. Самолет Ju.88 превратился в основную машину немецких войск, особенно бомбардировочных групп. Стоял он, также, и на вооружении германских союзников.

До нашего времени сохранились 14 самолетов, правда, некоторые в виде обломков. Некоторая их часть была поднята из воды практически в целом состоянии.