истребитель МиГ-3В конце 1940 года истребитель МиГ-1 после нескольких попыток модернизации был снят с производства. С конвейера начал сходить его более усовершенствованный его вариант – истребитель МиГ-3. Строго говоря, первоначально новая модель выпускалась на базе именно МиГ-1, но постепенно модернизация коснулась практически всех составляющих самолета, и от прежнего И-200 уже ничего не осталось.

Главным достижением конструкторов в МиГ-3 было значительное увеличение дальности полета – с 730 км до 1250 км. Высотные характеристики истребитель МиГ-3 также имел впечатляющие. Но они остались нереализованными, поскольку с началом второй Мировой войны стало ясно, что воздушные бои, как правило, ведутся на малых и средних высотах. У истребителя-перехватчика МиГ-3 маневренность на средних высотах была недостаточной, стало быть, самолет не мог участвовать в сражениях без риска быть уничтоженным.

Однако высотные боевые характеристики МиГ-3 с успехом применялись в уничтожении бомбардировщиков, а также самолетов-разведчиков противника, которые летали на высоте свыше 7000 метров. Истребитель МиГ-3 производился в больших количествах, и летчиков, обученных для полетов на этой машине, не хватало. Были даже созданы центры обучения пилотов для этого истребителя. А затем были сформированы два авиаполка, в которые направлялись летчики-испытатели, летавшие на МиГ-3.

Истребитель МиГ-3 был достаточно слабо вооружен. Из пяти пулеметов, расположенных на крыльях, три пришлось снять для уменьшения веса машины. В конце концов этот самолет стал высотным истребителем-перехватчиком в войсках ПВО. Его полетный потолок, до 12000 метров, а также высокие скорости позволяли решать самые сложные задачи перехвата и уничтожения самолетов противника на больших высотах.

Отдельные МиГ-3 использовались как бомбардировщики. Самолеты оснащались усовершенствованными бомбодержателями и могли нести до четырех тяжелых авиационных бомб. Кроме этого истребитель МиГ-3 иногда выполнял разведывательные задачи, подлетая к объектам на большой высоте и оставаясь незамеченным. Но в основном самолеты МиГ-3 охраняли воздушное пространство Москвы до конца войны.

С производства МиГ-3 был снят по причине нехватки двигателей, которые также устанавливались и на самолеты Ил-2. Этот самолет-штурмовик был более востребованным на фронтах, стало быть его оснащение было первоочередным. Но скорее всего отсутствие двигателей для МиГ-3 было лишь формальным поводом для снятия истребителя с производства. Фактически же это произошло из-за неполного соответствия летных характеристик боевым задачам.