самолет Р-5Небольшой компактный самолет Р-5 выпускался крупными партиями. Использовался он в гражданской авиации в качестве пассажирского перевозчика и почтового курьера. В санитарной, геологоразведочной и картографической службе, благодаря своим взлетно-посадочным характеристикам, он был незаменимым. Его можно было посадить практически на любую ровную поверхность, будь то луг, заросший травой, или грунтовая дорога шириной в три метра.

Также самолет Р-5 состоял на вооружении РККА, где использовался как разведывательный. При необходимости он мог выступить в роли легкого бомбардировщика, загрузив на борт 400 кг бомбового вооружения. При хорошем пилотировании выполнял задания по штурмовой атаке наземных целей противника, несмотря на то, что для эффективной стрельбы по объектам неприятеля стрелковое вооружение у Р-5 было слабоватым — всего три пулемета винтовочного калибра.

Конструктивно самолет Р-5 был несложным. Корпус представлял собой несущую сварную раму из четырех коробчатых лонжеронов с несколькими трубчатыми шпангоутами. Моторная рама собиралась из дюралевых труб квадратного сечения. Обшивка Р-5 была фанерной, а крылья и хвостовое оперение оклеивались плотной тканью типа «перкаль» с последующей лакировкой. Крылья биплана соединялись между собой расчалками. По такому же принципу верхнее крыло соединялось с фюзеляжем.

Управление самолетом было сдвоеным, поскольку биплан был двухместным и нуждался в подстраховке на случай непредвиденной ситуации или ранения одного из членов экипажа. Все тяги, соединяющие штурвалы с хвостовым оперением и элеронами на крыльях, были из гибкого троса, проходящего по нескольким роликам. Это давало возможность быстрого ремонта и замены перебитой в бою тяги даже на ходу.

Шасси у Р-5 было надежным конструктивно и состояло из трубчатой сварной треугольной рамы с передним наборным резиновым амортизатором, который хотя и не избавлял от жесткого приземления, но гасил удары о неровности «посадочной полосы» в случае посадки самолета где-то на пересеченной местности. Пневматические колесные шины также несколько смягчали удары при посадке. Первоначально колеса были со спицами, но прочности им не хватало и впоследствии на самолет Р-5 стали монтировать колеса с ободом, в котором находился тормозной барабан.

Двигатель на самолет Р-5 устанавливали марки М-17 — двенадцатицилиндровый с водяным охлаждением мощностью 580 л.с. Благодаря нему биплан развивал скорость 225 км/час. При этом самолет поднимался на высоту 6500 метров при дальности полета 800 километров.