танк Крусейдер Мк-VIАнглийский средний крейсерский танк Крусейдер был разработан в 1939 году фирмой «Наффилд». Модель получилась конструктивно неудачной и постепенно с него начали снимать отдельные узлы и механизмы, дабы разгрузить излишне сложную компоновку оборудования.

Первоначально на «Крусейдере» было установлено три башни – главная по центру и две небольшие, второстепенные, несколько впереди. С их перестановки и начался процесс обновления бронемашины.

В малой правой башне помещалась голова механика-водителя, и солдату приходилось ежесекундно контролировать ситуацию, чтобы не разбить в кровь лицо или затылок. В левой малой башне находился пулемет винтовочного калибра и мортира для стрельбы дымовыми зарядами. От правой башни вскоре отказались, и механик-водитель переместился на свое привычное место в главной башне.

Танк Крусейдер имел необычную Форму центральной башни. Она была клепанная из бронелиста с острыми боковыми выступами. В передней части башни находилась объемная щит-маска с тремя прорезями, по центру — щель для пушки. Слева находилась щель для пулемета системы Besa, а справа – для телескопического прицела.

Силовая установка Мк VI «Либерти» мощностью 340 л.с., установленная на танке, давала возможность быстрого маневра и обеспечивала движение по ровной дороге со скоростью 45-50 км/час. Сцепление фирмы Борг энд Бег передавало крутящий момент двигателя на четырехступенчатую механическую коробку передач и далее на задние ведущие колеса танка с тормозными барабанами. Передние колеса-ленивцы служили для натяжения гусениц. Траки гусениц были отлиты из прочного сплава и соединялись между собой сквозными штифтами.

Танк Крусейдер был уязвим для снарядов противника даже небольшой мощности, поскольку его тонкая броня не могла выдержать бронебойный выстрел. Живучесть танка была низкой, хотя на поле боя он демонстрировал неплохую маневренность. Тем не менее «Крусейдер Мк VI» даже не включали в состав ударных танковых соединений, а держали машину на вторых ролях.

Постепенно танк Крусейдер Мк VI стали использовать как обычный тягач для буксировки крупнокалиберных дальнобойных орудий. С задачей буксировки Крусейдер справлялся великолепно. Также танк переделывали под самоходные зенитные установки. Низкий силуэт «Крусейдер Мк VI» и маневренность бронемашины позволяли наилучшим образом решать боевые задачи поражения зенитным огнем самолетов противника.

Кроме того, некоторые узлы и агрегаты Мк VI по своим конструктивным параметрам подходили для привода винтов машин-амфибий.