Самоходка "Фердинанд"Самоходная артиллерийская установка «Фердинанд», названная в честь главного конструктора и основателя одноименной фирмы Фердинанда Порше, была самой известной самоходкой Второй Мировой войны. Даже несмотря на то, что выпущена Самоходка Фердинанд была в довольно ограниченном количестве, с ней связано больше всего военных легенд.

Появление «Фердинанда» тесно взаимосвязано с историей появления знаменитого тяжелого танка «Тигр I», который разрабатывался сразу двумя конкурирующими конструкторскими бюро – «Порше» и «Хеншель». К 20 апреля 1942 года оба опытных образца продемонстрировали Гитлеру. По результатам предварительных испытаний оба образца показали примерно одинаковые результаты, поэтому решение о том, какой из них следует запустить в серию, принято не было.

Испытания были продолжены до середины июня. В результате было решено запустить в серию танки фирмы «Хеншель», поскольку считалось, что машина конкурентов имеет определенные проблемы в электромеханической трансмиссии, у нее малый запас хода, да и двигатели для танка требовалось также выпускать серийно. Однако, скорее всего, отставку машина получила из-за разгоревшегося накануне конфликта между Фердинандом Порше и управлением Вооружений Германии.

Но разработка конструкторов фирмы Порше не осталась без внимания. На базе разработанного ею танка, по личному распоряжению Гитлера, было решено разработать самоходную артиллерийскую установку, с мощной 88-миллиметровой пушкой имеющей длину ствола в 71 калибр. Германский фюрер еще в марте дал распоряжение по ее разработке.

Официальное уведомление о переделке разработанного им танка в самоходку Фердинанд Порше получил 29 сентября, однако проигнорировал его в надежде, что в серию пойдет именно его детище. Однако 14 октября Гитлер лично приказал Порше приступить к переделке шасси его танка под противотанковые САУ.

«Дебютировала» Самоходка «Фердинанд» во время Курской битвы, где всему миру была продемонстрирована его малая уязвимость огню советской противотанковой артиллерии. 653-й и 654-й танковые батальоны, оснащенные «Фердинандами», должны были быть использованы в атаках на северном фасе Курской дуги. Тяжелым и неуязвимым огню советских противотанковых средств самоходка «Фердинанд» и «Тигры» выполняли роль тарана, которому следовало пробить глубоко эшелонированную оборону русских.

Во время наступления Артиллерией Красной Армии велся обстрел наступающих самоходок всеми калибрами. В попытке сманеврировать многие «Фердинанды» вышли за пределы предварительно разминированных участков и подорвались на установленных минах и фугасах. Множество подорванных, но вполне ремонтопригодных машин было утеряно вследствии их огромной массы и практически полного отсутствия подходящих средств их эвакуации.

Огромные потери вынудили 654-йбатальон передать оставшиеся машины 653-му, а самому убыть на переформирование. Оставшиеся на Восточном фронте «Фердинанды» приняли участие в боях на Никопольском плацдарме, где было потеряно еще 4 машины.

Понесший огромные потери 653-й танковый батальон стал впоследствии комплектоваться новыми САУ – «Ягдтиграми», а остатки «Фердинандов» свели в отдельную противотанковую роту. 25 февраля 1945 года она была переброшена к Вюнсдорфу в качестве усиления находящейся там противотанковой обороны, где и встретила окончание войны.