Одномоторный одноместный истребитель Як-9 был создан в 1942 году конструктором А.С. Яковлевым. Характеристики новой машины были повторением базовых данных самолетов Як-1 и Як-7. Совершенствовать конструкцию Як-9 начали с увеличения энерговооруженности. В 1941 году с началом войны практически все самолеты-истребители показали низкую энерговооруженность.

Двигатели истребителей не «дотягивали» по требуемой мощности. Стало быть, самолет не получал необходимого запаса энергии для эффективного маневрирования как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях. Совершенствовать боевые машины нужно было по двум основным направлениям: увеличение мощности мотора и значительное снижение веса самой машины.

Двигатели, устанавливаемые на истребитель Як-9, не имели дальнейшего ресурса развития. Они были конструктивно ограничены. Следовательно, для повышения своих летных характеристик самолеты должны были стать легче. Но снизить вес машин можно было только за счет уменьшения вооружения и замены тяжеловесных деревянных деталей фюзеляжа, крыльев и оперения на более легкие – дюралевые.

В 1942 году в СССР уже заканчивался острый дефицит цветных металлов, и авиационные предприятия начали получать необходимый дюралюминий. Таким образом, при строительстве Як-9 тяжелые деревянные конструкции были упразднены. Постепенно самолет становился цельнометаллическим.

Истребитель Як-9 считается самым массовым во Второй мировой войне. Конструкторам удалось достичь оптимального соотношения силовых качеств машины и ее веса. Як-9 стал очень маневренным и легкоуправляемым боевым самолетом. Выпускали истребитель три авиазавода. На каждом из них количество сходивших с конвейера машин, полностью готовых к отправке на фронт, достигало 20 единиц ежедневно.

Вес самолета удалось значительно уменьшить за счет сокращения числа топливных баков. Як-9 заправлялся топливом в объеме 320 литров, и запас моторного масла у него был всего 26 кг. Практика показала, что в большем количестве горюче-смазочных материалов машина не нуждалась.

На фронтовой самолет-истребитель Як-9 устанавливался двигатель марки М-105 ПФ мощностью 1180 л.с. Соотношение веса самолета и его силовых данных уже было приемлемым. Для ведения успешных боевых действий вооружение истребителя решили не уменьшать. Главным оружием Як-9 была скорострельная пушка калибра37 мм. Это мощное орудие сеяло панику в рядах «Мессершмиттов». Немецкие летчики старались не встречаться с Як-9 в лобовой атаке, чтобы не получить разрушительный заряд.
Пушка подкреплялась двумя крупнокалиберными пулеметами УБС.

Истребитель Як-9 активно использовался на фронтах до конца войны и потом находился на вооружении ВВС СССР еще три года. В 1948 году Як-9 был снят с производства.
Всего за период с 1942 по 1948 годы было выпущено около 17 тысяч боевых машин.