Самолет Як-1Одномоторный истребитель Як-1 с первоначальным индексом И-26 был разработан конструкторским бюро А.С. Яковлева в конце 1939 года.

Конструктивно самолет Як-1 мало чем отличался от подобных разработок. Он имел сварной фюзеляжный каркас из хромансилевых труб с несколькими перегородками и усиленной моторной рамой в передней части. Вся площадь нижнего яруса самолета, а также часть его фюзеляжа, находящаяся за кабиной летчика, включая хвостовое оперение, были зашиты фанерой с целью повышения обтекаемости и придания жесткости всему корпусу.

Передняя часть самолёта Як-1 была обшита дюралевыми листами, а деревянные крылья, хвостовая часть фюзеляжа и оперение оклеены специальной тканью. Все детали, участвующие в управлении самолетом – элероны, закрылки, каркасы рулей – были сделаны из дюраля. Капоты двигателя, люки и щитки, закрывающие ниши для шасси также были сделаны из этого материала.

На опытный самолет Як-1 установили двигатель ВК-105П мощностью 1100 л.с. С его помощью самолет мог развивать скорость в 570 км/час на высоте около 5000 метров. Для истребителя эти показатели, зафиксированные в ходе испытательных полетов 13 января 1940 года, были очень уж посредственными, поэтому двигатель решили заменить более мощным, форсированным М-105 ПФ.

Вооружение самолета-истребителя Як-1 было представлено 20 мм пушкой, совмещенной с осью двигателя, и двумя скорострельными пулеметами калибра 7,62 мм, которые впоследствии были заменены на пулеметы более крупного калибра – 12 миллиметровые УБС. Все стрелковое вооружение истребителя приводилось в действие из кабины пилота автоматически, нажатием гашетки.

В ходе Второй Мировой войны на восточных фронтах ощущалась большая нехватка как штурмовиков, так и бомбардировщиков, поэтому производились попытки приспособить самолет Як-1 для бомбардировок. Самолеты оснастили бомбодержателями, рассчитанными на 25, 50 и 100 килограммовые бомбы. Однако с таким грузом Як-1 не только с огромным трудом взлетал, но и терял практически свои маневровые качества.

В отличие от иных самолетов такого типа, кабина летчика Як-1 была защищена щитками из бронестекла. Передние стекла фонаря были также бронированными. Задняя спинка кресла имела щит из брони толщиной 8 мм. Снизу же самолет Як-1 был весьма уязвимым для огня противника.

С 1942 года серийные модели Як-1 подвергались непрерывной модернизации в попытке повысить скорость полета. Снималось вооружение, хвостовое оперение облегчалось за счет замены тяжелых деревянных деталей на алюминиевые. Самолет стал легче на 140 кг. Скорость выросла незначительно, но зато Як-1 превратился в маневренную машину с весьма приличной скороподъемностью.