Tweet

После вторжения на территорию СССР и начальных столкновений с русскими танками Т-34 и КВ германские руководители пришли в состояние уныния – считавшаяся доселе непобедимой материальная часть «Панцерваффе» практически по всем статьям проигрывала новейшим советским танкам. Весьма грубо сработанная, зато обладающая прекрасной броневой защитой, мощным вооружением и дизельными двигателями В-2, русская бронетехника занимала доминирующее положение на поле боя. К тому моменту, когда стали рассеиваться последние надежды на проведение блицкрига, немецким инженерам стало понятно, что пришло время вспомнить о перспективных опытных машинах, которые теперь следовало спешно довести до серийного производства.

Разработка новой средней и тяжелой германской бронетехники задерживалась. Становилось очевидным, что массовость будущих «Тигров» и «Пантер» наступит еще не скоро. Но средство противодействия советским танкам требовалось сегодня, немедленно. В качестве технического решения было решено использовать гусеничную базу наиболее распространенных немецких танков для последующей установки на них мощных артиллерийских орудий. Так вермахт получил целое семейство разноплановых самоходок, отнесенных, впоследствии, к классу «полевых систем на подвижном лафете». Отличие подобной бронетехники заключалось в размещении орудия не в башне, как в танке, а в открытой, тонкостенной рубке, броня которой могла защитить обслуживающий персонал лишь от пуль и осколков.

Одним из представителей описанного класса являлась самоходная установка «Nashorn» («Носорог»), разработанная в 1942 году. В ее основу были положены некоторые из узлов танка T-III. Шасси от танка T-IV было решено несколько перемонтировать. Так боевое отделение стало располагаться в задней части машины, силовая установка – по центру, а трансмиссия, совместно с отделением управления и ведущими колесами – впереди. Топливные баки, суммарной емкостью в 600 литров, располагались под днищем боевого отделения. Горловины каждого из них были выведены внутрь самоходки, что позволяло осуществлять дозаправку машины чуть ли не во время боя. Там же, в днище, были сделаны специальные отверстия для слива разлитого внутри машины топлива.

Боевое отделение «Насхорна» представляло собой открытую бронированную рубку, в которой была смонтирована 88-мм полуавтоматическая противотанковая пушка, имеющая длину ствола в 71 калибр. Ее скорострельность составляла 10 выс./мин. Установленное орудие комплектовалось снарядами фугасного, бронебойно-трассирующего, кумулятивного и подкалиберного действий. Бронебойно-трассирующий снаряд с расстояния 1 км пробивал лист брони толщиной 165 мм, а подкалиберный и того более – 193 мм. Эти характеристики делали САУ «Nashorn» исключительно опасным противником для всех без исключения танков противника в случае ведения боя на больших дистанциях. Однако, в случае ближнего боестолкновения все преимущества самоходки сразу же терялись – сказывалось ее слабое бронирование.

САУ «Nashorn» выпускалась германской промышленностью с февраля 1943 года вплоть до последних дней войны. За этот период в вермахт было отправлено около 500 единиц этой бронетехники. В основном этими самоходками комплектовались тяжелые истребительно-противотанковые части.