Эти тяжелые самоходные мортиры были самыми крупными из всех самоходных артиллерийских установок, которые применялись во Вторую Мировую войну. С 1940 по 1941 годы их было выпущено 7 единиц – один прототип и шесть серийных самоходок. Предназначались они, как правило, для разрушения долговременных оборонительных укреплений. Проектировались мортиры фирмой «Рейнметалл» под руководством начальника управлений вермахта, генерала артиллерии Карла Беккера. Впоследствии вся эта артиллерийская система была названа его именем.

Первая немецкая мортира, получившая собственное имя «Адам» была изготовлена в конце ноября 1940 года. К середине следующего года было выпущено еще три единицы: «Ева», «Тор» и «Один». К моменту нападения на СССР все они находились в составе 833-го тяжелого артиллерийского дивизиона, который включал в себя две батареи, на вооружении каждой их которых находилось по две самоходных мортиры. Одна из батарей – это были «Тор» и «Один» – находилась в составе группы армий «Юг», другая же – «Адам» и «Ева» – входила в группу армий «Центр». При помощи последних подвергалась обстрелу Брестская крепость. Но не совсем удачно: «Адам» смог произвести 16 выстрелов, а вот первый же выстрел «Евы» оказался затяжным – в стволе застрял снаряд – поэтому всю установку было решено отправить в Дюссельдорф для последующего ремонта.

Немецкая мортира «Тор» и пушка «Один» были дислоцированы вблизи Львова. Но и их участие в военных действиях не обошлось без казусов. Из «Тора» было произведено четыре выстрела, а вот из «Одина» не стреляли вовсе, поскольку при его транспортировке была утеряна… гусеница.

Впоследствии и «Тор» и «Один» активно использовались при осаде Севастополя. Здесь уже казусов не произошло. Их них было выпущено 172 тяжелых снаряда и 25 бетонобойных. Именно огнем этих мортир был подавлен огонь нашей 30-й береговой батареи.

К концу лета 1941 года вермахт получил еще две самоходных мортиры – «Локи» и «Зиу». Последняя, впоследствии, была применена во время подавления Варшавского восстания, в августе 1944 года. Первую же, при перевозке по железной дороге, разбомбтили. Ее транспортер получил сильные повреждения, и орудие было решено уничтожить.

К концу войны стволы трех 600-мм мортир – «Одина», «Локи» и «Фернвира» (последняя установка не принимала участия в военных действиях, постоянно оставаясь в резерве) были заменены на 540-миллиметровые. Специально под них были изготовлены 75 снарядов по 1580 кг каждый, которые немецкая мортира могла забросить на расстояние в 11 км.

Транспортировка 124-тонной самоходки «Карл» была связана с определенными трудностями. В случае перевозки железной дорогой ее подвешивали между двумя специализированными платформами, поддерживающими, соответственно переднюю и заднюю части машины. В случае транспортировки по шоссе – мортиру разбирали на три части и перевозили на специализированных трейлерах.