Tweet

В 1940 году, после пятнадцатилетнего перерыва, на главных судостроительных верфях США возобновилась закладка и постройка крупнотоннажных линейных кораблей. В 1941 году на воду был спущен линкор «Норт Каролина».

Проект создавался в жестких рамках Вашингтонского договора, по условиям которого водоизмещение судна не должно было превышать 35 000 тонн. Судостроители старались совместить несовместимое. Военная мощь корабля напрямую зависела от водоизмещения, тяжелое вооружение вынуждало удлинять и расширять корпус линкора, что в свою очередь увеличивало общий объем конструкции.

Чтобы как-то уложиться в разрешенные 35 тысяч тонн водоизмещения, корпус сделали максимально узким в корме и в носовой части. Силовую установку пришлось «вытягивать», располагать турбины в шахматном порядке и удлинять валы. Носовая часть корабля за счет сужения теряла защиту от взрывов и становилась крайне уязвимой для торпед противника. Количество пушек главного калибра было ограничено девятью единицами, но при этом орудия 356 мм калибра заменили на пушки калибра 406 мм, что безусловно повысило огневую мощь корабля.

В конечном результате «Норт Каролина» при длине 220 и ширине 32 метра все же вышел за рамки разрешенных параметров — его водоизмещение составило 37 тысяч тонн. Корабль также терял и в скорости. Вместо запланированных 30 узлов, реальная скорость составляла 28 узлов. Зато после установки всего вооружения стало ясно, что линкор потенциально достаточно боеспособен и может атаковать даже крупнейшие боевые корабли Японии, используя свои суперорудия главного калибра, снаряды для которых весили по 1200 кг каждый и по своей разрушительной силе не имели равных.

Вспомогательное артиллерийское вооружение линкора состояло из двадцати 127 мм пушек, заключенных в легко бронированные башни. Зенитное вооружение комплектовалось из 20 мм швейцарских «Эрликонов» и счетверенных зенитных стволов шведской фирмы «Бофорс», калибра 24 мм. Тяжелые шведские зенитки наводились с помощью электропривода, а сравнительно легкие одинарные стволы «Эрликон» вручную, силами одного человека.

«Норт Каролина» был первым супердредноутом американского военного флота. Но век этого корабля был недолог. 15 сентября 1942 года линкор был атакован японской подводной лодкой и получил значительные повреждения от прямых попаданий нескольких мощных торпед. Позже кораблю досталось и от своих, когда в сражении при Окинаве его, по ошибке, обстреляли американские артиллеристы.
Ремонт судна затянулся на три года, и в строй корабль уже не вернулся. В 1947 году «Норт Каролина» зачислили в резерв, а в 1960 году разобрали на металл.