Самолет Як-4Одновременно с созданием ближнего бомбардировщика Як-2, КБ А.С. Яковлева занималось разработкой самолета-разведчика Як-4, который должен был стать скоростным воплощением своего предшественника. В марте 1940 года Як-4 был подвергнут испытаниям и показал, в частности, скорость 575 км/час вместо заявленных 625.

Через два месяца, после доработки некоторых узлов, самолет с улучшенной аэродинамикой вышел на показатель скорости в те же 575 км/час. Другими словами, самолет «не шел» на повышение скоростных показателей.

Однако усилия авиастроителей не прошли впустую. Як-4 стал выходить на высоту 5000 метров за 5 минут 45 секунд вместо прежних 7, 5 минут. Это не было прорывом, но в те времена учитывалось каждое, даже самое незначительное улучшение летно-технических показателей новых самолетов. Всех показателей Як-4 добивался благодаря серийному двигателю М-105, который хоть и был недоработан, но имел неплохие характеристики.

На самолете первоначально стояли пропеллеры ВИШ-2К, у которых было всего две фиксированные позиции изменяемого шага. В ходе доводки Як-4 винты ВИШ -2К заменили на ВИШ-22Е, с плавным изменением шага для оптимального режима полета. Новые винты дали возможность существенно сэкономить топливо, что было немаловажным преимуществом, поскольку дальность полета самолета-разведчика напрямую зависела от расхода горючего.

27 июня 1940 года специальным постановлением правительства Як-4 получил дополнительные функции ближнего бомбардировщика. Это решение приняли после того, как в ходе испытаний стало ясно, что Як-4 легко поднимает груз до 900 кг, и это не влияет ни на скорость машины, ни на ее маневренность. Самолет был дополнительно оснащен автоматическим механизмом вывода машины из пике с целью наиболее эффективного бомбосбрасывания.

Все бы ничего, но в этот же момент времени проходил испытания двухмоторный самолет-бомбардировщик Пе-2. По результатам полетов этот самолет намного превзошел Як-4. Так что последнее детище А.С. Яковлева получило нелестный отзыв с формулировкой «самолет Як-4 не является надежным и боеспособным». После этого производство самолета-разведчика было свернуто. Всего успели выпустить около пятидесяти машин.

На беду осенью 1940 стояла затяжная дождливая погода, а поскольку у Як-4 корпус был частично деревянным с матерчатой оклейкой, то фанерно-тканевая обшивка самолетов, стоящих на заводских площадках под открытым небом, стала расслаиваться. Дождливая осень сменилась снежной зимой. Это еще более ухудшило ситуацию.

Тем не менее, какое-то количество самолётов Як-4 удалось спасти от полного разрушения и передать в войсковые части, где самолеты оснастили пулеметами ШКАС винтовочного калибра и придали боевым машинам боекомплект из авиабомб. Данная модель самолета была применена в первые дни войны, где показала неплохие характеристики.