Tweet

С началом Великой Отечественной войны становилось все более очевидным, что на вооружении Красной Армии на хватало не только танков и стрелкового оружия, но также легкой бронетехники. Все это заставляло военные заводы приступать к выпуску несерийной бронетехники. Снабжались ею, как правило, силы самообороны. Одним из таких видов являлся броневик ИЗ, выпускаемый на Ижорском заводе, что в Ленинграде.

Все броневики производились, в основном, на базе грузовиков, исполненных для сугубо гражданских нужд. Как правило, это были автомобили Газ-АА, ЗиС-5 и ЗиС-6. Дабы превратить их в некое подобие броневиков, на заводе стали параллельно с выпуском обычной бронетехники выпускать бронированные корпуса. Технологическую документацию удалось подготовить в самый короткий срок. Поскольку ресурсы, приготовленные для выполнения военного заказа, использовать запрещалось, бронировали автомобили не полностью. Как правило, зашивали кабину и двигатель. Материал использовали тот, что удавалось достать или собрать со складов, принадлежащих Ленинградскому военному округу.

Самым легким получился броневик, изготовленный на основе грузовика Газ-АА. Справа от водителя в нем разместили пехотный либо танковый пулемет Дегтярева. При возможности, в кузов монтировали авиационную спарку пулеметов ДА, крупнокалиберный пулемет ДШК или пулемет Максим.

Несколько мощнее вооружали броневик на основе грузовика ЗиС-5. Помимо пулемета, стандартно размещенного на пассажирском месте в водительской кабине, в его кузов нередко вмонтировали даже 45 мм противотанковую пушку образца 1932 либо 1937 годов. Крепилась она жестко, поэтому стрелять могла лишь по ходу движения броневика. Иногда ЗиС-5 комплектовали 20-мм авиапушками ШВАК, из которых достаточно удобно было стрелять по наземным целям.

Наиболее мощными получился броневик, сконструированный на основе грузовика ЗиС-6. Этот трехосный автомобиль полностью покрывали броней. В кузове размещали башню от танка Т-26 вместе с пушкой.

Первые ИЗы были направлены в войска уже 15 июля 1941 года. Они оказались настолько кстати, что часто попадали не только в части ополчения, но и в войска регулярной армии. С началом летнего периода 1941 года в некоторых из дивизий ленинградского фронта число несерийных автомобилей нередко превышало серийные.

Всего Ижорским заводом было собрано около сотни подобных автомобилей. Они очень помогли солдатам РККА в обороне города на Неве. Немецких солдат поначалу очень веселил внешний вид новой бронетехники. Но, когда впоследствии все немецкие танки, стоящие под Ленинградом, были переброшены под Москву, а стрелки новоявленных броневиков набрались опыта в управлении стрельбой – им стало не до смеха. Идти в атаку с голыми руками, зная, что у русских находится, хоть и слабая, но все же бронетехника, хотелось далеко не каждому.

Самодельные броневики принимали активное участие в обороне города вплоть до лета 1942 года. Это вооружение оказалось настолько эффективным, что захваченные трофеи использовали даже финны и немцы.