В 1939 году параллельно с разработками истребителя Як-1, на его базе проводились разработки учебно-тренировочного самолета УТИ 26 II. Необходимость в создании такой машины для обучения военных летчиков была чрезвычайной.

Этот самолет был оборудован двухместной кабиной, связь между пилотом-инструктором и курсантом осуществлялась посредством переговорного устройства. После некоторых доработок УПИ 26 был отправлен в серию под именем Як7УТИ. На 1941 год был намечен выпуск 6000 учебно-тренировочных самолетов, но началась война, и производство Як7 УТИ было свернуто.

Боевые действия на всех фронтах проходили при весьма активном участии авиации, и постепенно назрела необходимость в регулярном пополнении авиаполков новыми истребителями. Поэтому, использовав в качестве основы двухместный УТИ 26, советскими авиаконструкторами был создан одноместный истребитель Як-7. Новая машина намного превосходила своего предшественника Як-1 по степени живучести, а также по качеству и эффективности вооружения. Вооруженность Як-7 состояла из моторной пушки ШВАК, имеющей боезапас из 120 снарядов, и двух синхронизированных пулеметов ШКАС с боезапасом в 1500 патронов. Под крыльями находились шесть ракетных установок с возможностью использования реактивных снарядов РС-82. Хорошая устойчивость Як-7 в полете, бреющем и пикирующем, давала возможность точной стрельбы с высокой кучностью попадания.

Кроме отличных боевых показателей Як-7 имел некоторые возможности по транспортировке грузов, с использованием второй кабины, освобожденной от учебно-тренировочного оборудования. В условиях интенсивного боя, когда необходима срочная передислокация личного состава и вооружений, Як-7 было тяжело заменить.

Истребитель Як-7 прошел 18 различных модификаций, десять из которых были впоследствии отправлены в серию. За период с 1942 по 1945 год было выпущено 6399 боевых машин, а его модификация с установкойсильного двигателя М-107  имела очень хорошие показатели пилотирования. Машина легко выполняла практически все фигуры высшего пилотажа.

Войдя в штопор, Як-7 не терял устойчивость, как это бывает обычно на других винтовых самолетах, а самостоятельно выравнивал свой полет и выходил из штопора. Как заметил один из летчиков-испытателей военного завода №153 А.Н.Лазарев : «Як-7 сам выйдет из штопора, нужно только ему не мешать…»

В официальном заключении ЦАГИ, выпущенном 6 апреля 1942 года, стояла запись о том, что Як-7 обладает отличными возможностями маневрирования при снижении и является безопасной машиной в штопоре.