бомбардировщик Ту-2Весной 1939 года командованием ВВС РККА было принято решение о создании пикирующего бомбардировщика для бомбовых ударов по военным и транспортным судам противника в открытом море.

Изначально предполагалось производство четырехмоторных мощных боевых машин с дальностью полета не менее двух тысяч километров. Но одновременно конструкторскому бюро А. Туполева было рекомендовано провести разработку двухмоторного дальнего дневного бомбардировщика.

Самолет должен был иметь летные характеристики, обеспечивающие полет на высоте не менее потолка истребителей противника, и скорость не ниже скорости неприятельских боевых самолетов. Такие условия ставились для того, чтобы бомбардировщик (будущий самолет Ту-2) не нуждался в сопровождении и мог решать задачи своей безопасности в полете самостоятельно. С началом войны руководство ВВС скорректировало задание с учетом тех обстоятельств, по которым отпала необходимость в бомбовых атаках на военные корабли Великобритании, и работа над бомбардировщиком продолжилась в варианте двухмоторного самолета.

Проект получил название «изделие 57», а после отмены четырехмоторного варианта, стал называться «изделие 58». Первоначально на самолет предполагалось установить двигатели АМ-35А, но как нередко бывает в военной авиапромышленности, вскоре их заменили двигателями АМ-37 обладающими водяным охлаждением. Через несколько месяцев на эталонный самолет установили совершенно новые двигатели, даже не прошедшие полное тестирование на стенде. Это были АШ-82ФН.

Новые двигатели потребовали серьезной доработки и строительство бомбардировщика, который к тому времени уже получил название самолет Ту-2, затянулось до августа 1942 года. При испытании выяснилось, что новые моторы обладают избыточной мощностью, и самолет теряет высотные характеристики и скорость из-за сильного лобового сопротивления. Однако наряду с этим возросшая тяга моторов позволила усилить вооруженность Ту-2. Машина получила пять крупнокалиберных пулеметов Березина, две 37 мм пушки и бомбовый отсек, вмещающий в себя боекомплект бомб весом 3 тонны.

В проектном варианте дальний бомбардировщик - самолет Ту-2 — имел крылья по типу «среднеплан». Двигатели с мотогондолами были разнесены от корпуса на треть длины крыла. Шасси одностоечное вилочное. Колеса убирались в заднюю часть мотогондолы и прикрывались металлическими щитками. Заднее колесо также убиралось в концевую часть фюзеляжа. Сдвоенная кабина для летчика и штурмана находилась впереди крыла и прикрывалась прозрачным фонарем. Позади крыла была оборудована кабина стрелка-радиста, который мог обстреливать из двух крупнокалиберных пулеметов УБС все пространство позади бомбардировщика. Таким образом, благодаря разумному размещению пушек и пулеметов Ту-2 был защищен со всех сторон.