cамолет Ер-2Двухмоторный многоместный бомбардировщик Ер-2 был создан в ОКБ-240 в 1940 году под руководством В.Г. Ермолаева. В серию самолет поступил в октябре 1940 года. Выпускался бомбардировщик на двух авиазаводах — в Иркутске и в Воронеже.

Технические характеристики самолет Ер-2 имел стандартные для боевых машин такого класса. Его длина составляла почти 17 метров, при размахе крыла около 23 метров. Конструктивно Ер-2 представлял собой цельнометаллический моноплан.

На cамолет Ер-2 впервые применили необычный профиль крыла – «обратная чайка». Такая схема поднимала вверх фюзеляж относительно шасси, и кабина летчика возвышалась над всей конструкцией. Какое практическое преимущество было в этом заложено, неясно. И вместе с тем сложный профиль крыла создавал определенные неудобства при сборке самолета, вынуждая разрабатывать и применять новые технологии.

Силовая установка Ер-2 компоновалась из двух бензиновых двигателей М-105 мощностью 1100 л.с. каждый. В проекте предполагалось использовать новые моторы М-106, но эти двигатели не были полностью готовы, поэтому на самолет пришлось устанавливать проверенные М-105, которые неплохо зарекомендовали себя в полетах на дальние расстояния. Для увеличения дальности полета на cамолет Ер-2 пробовали установить более экономичные дизельные моторы, но они оказались ненадежными в плане моторесурса.

Вооружение дальнего бомбардировщика Ер-2 было слабым для такой крупной габаритной машины — всего три пулемета винтовочного калибра. Зато бомбовое снаряжение было предостаточным – самолет мог нести до полутора тонн боекомплекта на внешних подвесках и в фюзеляжном бомбовом отсеке. При расчетной взлетной загрузке в 13 тонн бомбардировщик без усилий поднимал вес в 18 тонн.

Летные характеристики Ер-2 в ходе испытаний и позднее, в боевых условиях, были признаны отличными. Самолет Ер-2 легко управлялся, шел по заданному курсу без отклонений, аэродинамические показатели самолета были выше всяких похвал. Скорость на высоте 6 тысяч метров составляла 420 км/час. Потолок высоты был около 8 тысяч метров. Дальность полета Ер-2 с полным бомбовым боекомплектом превышала 4 тысячи километров.

Тем не менее, серийное производство дальнего бомбардировщика Ер-2 было прекращено осенью 1941 года, в связи с проблемами эвакуации заводов. И только в 1944 году его производство снова возобновили. А в 1945 году серийный выпуск бомбардировщика прекратили окончательно, и в 1946 году cамолет Ер-2 сняли с вооружения.
Всего с конвейера сошло 462 машины.