штурмовик Ил-10В 1944 году в КБ Ильюшина был создан самолет штурмовой авиации Ил-10. Он являлся прототипом штурмовика Ил-2 с добавлением глубоких конструктивных изменений. Главное отличие нового самолета от предшественника заключалось в значительном усилении бронезащиты и замене штатного вооружения на пулеметы 20-мм калибра и две мощных пушки ВЯ-23, способных нести боекомплект в 300 снарядов.

Кабина стрелка была заключена в бронекорпус самолета; в два раза толще – с 4 мм до 8 мм – стала броня боковой стенки фюзеляжа. Были установлены бронеплиты в задней части кабины летчика и кабины стрелка. Дополнительно двойным щитком из 8-миллиметрового бронелиста защищался подголовник пилота. Значительно повысилась живучесть самолета после установки бронезащиты для топливных и масляных магистралей.

Размах крыльев нового штурмовика Ил-10 составлял 13.4 метра, а длина самолета была 11.2 метра. Площадь крыла, в сравнении со своим «старшим братом» несколько уменьшилась – с 38 до 30 кв. метров. Полетный вес самолета составил 6300 кг. При бомбовой загрузке в 400 кг штурмовик развивал скорость 560 км/час. При крейсерской скорости 380 км/час самолет мог пролететь расстояние в 850 километров.

Двигатель на бронированную машину Ил-10 установили очень мощный АМ-42 (почти 2000 л.с. при взлете), но поскольку он был новым и требовал доводки в ходе эксплуатации, то в первое время штурмовик летал в обычном, не форсированном режиме. Но даже при этом Ил-10 показывал полетные результаты, намного превышающие показатели Ил-2 как по скорости, так и по маневренности и боевой защищенности. К концу лета 1944 года штурмовик Ил-10 прошел все положенные испытания и был запущен в серию.

В ходе заводской сборки за счет улучшения обтекаемости бронекорпуса постоянно совершенствовалась его аэродинамика. Коренным образом реконструировали систему уборки шасси. Передние колеса Ил-10 стали убираться в межэлеронные ниши с автоматическим разворотом колесных стоек на 86 градусов, что позволило прятать шасси в горизонтальной плоскости, без значительного выступа за пределы нижней обшивки крыльев.

В процессе модернизации, дабы увеличить скорость, самолету был изменен профиль крыла. Результаты этих изменений были достаточно ощутимыми, скорость возросла почти на 30 км/час. При этом аэродинамические свойства новой машины также улучшились. Лобовое сопротивление Ил-10 стало вдвое меньше, нежели у Ил-2 .

В послевоенные годы этот самолет оставался на вооружении ВВС СССР. По своим конструктивным данным, самолет Ил-10 был вполне доступным для организации серийного производства на любом авиационном заводе. В 1951 году его стали собирать на чехословацком заводе «Авиа» с последующей отправкой в Польшу, Румынию, Болгарию и Венгрию, которые в 1955 году вошли в список стран Варшавского Договора.