Бронепоезд “на Москву”В XIX веке человечество совершило стремительный технологический прорыв, и главную роль в этом сыграло изобретение железной дороги.

Кроме использования железных дорог в мирных целях, правительства крупных мировых держав почти сразу же стали искать применение преимущества железных дорог для ведения боевых действий.

Теория и разработка вооружения поезда впервые появилась во Франции в 1826 году. Спустя двадцать с небольшим лет идея была воплощена в жизнь австрийцами в 1848 году при осаде венгерской армией Вены.

С годами конструкция бронепоездов совершенствовалась и улучшалась. От простого бронирования вагонов с амбразурами для стрельбы на бронепоезд стали устанавливать пушки.

Впервые это произошло во время Гражданской Войны в США. Большое внимание было уделено защите самого паровоза, его надежно бронировали железными местами.

В тендере паровоза находилась и боевая рубка командира. К концу XIX века все страны, имеющие развитую железнодорожную сеть, имели бронепоезда.

Как правило, бронепоезд состоял из трех-четырех вагонов. Особое внимание уделялось его маскировке. Бронепоезд окрашивали под цвет местности, а так же использовали хороший бездымный уголь для топки.

В Первую и Вторую Мировые Войны все воюющие стороны активно использовали бронепоезда. Они оснащались по последнему слову техники.

Самое широкое применение в России бронепоезда получили во время Гражданской Войны. Они состояли на вооружении у Красной Армии и имелись у белогвардейских частей.

В Гражданскую Войну применение бронепоездов играло важнейшую роль. Борьба шла не только за населенные пункты и территорию, но и так же за транспортные артерии.





Владеть ими означало владеть местностью. Переброска войск, продуктов питания и оружия — все это в большей степени зависело от железной дороги.

В годы Второй Мировой Войны, например со стороны Советского Союза, в военных действиях участвовало около 200 бронепоездов. На их вооружении состояла мощная зенитная артиллерия и пушки.

Однако из-за громоздкости и заметности на местности бронепоезд становился хорошей мишенью для артиллерии и авиации противника. Ограниченность маневра обеспечивалось элементарным разрушением дорожного полотна.

В связи с возможными повреждениями железнодорожных путей снарядами и минами каждый бронепоезд имел специальные платформы с материалами для восстановления путей — шпалами, рельсами и инструментом.

Для восстановления поврежденных путей привлекался личный состав экипажа бронепоезда.