Самолет «Хейдли-Пейдж Галифакс» — один из знаменитого трио, которое состояло из Галифакса, Ланкастера и Стирлинга. Именно они составляли основу ночных бомбовых штурмов Германии, которые совершали британские Королевские ВВС. Круглосуточные бомбардировки, в которых они участвовали, производили огромные разрушения на германской территории.

Судя по тому, что в конструкцию «Галифакса» постоянно вносили различные изменения, он уступал по своим характеристикам «Ланкастеру», поступившему на вооружение годом ранее. В основном изменения и дополнения касались возможности нести большую бомбовую массу без ухудшения управляемости и летных характеристик. Вместе с тем, «Галифакс» имел более многоцелевое использование, нежели «Ланкастер» – после ночных бомбардировок он использовался еще как пассажирский, грузовой, санитарный самолет, а также буксировщик планеров и морской разведчик.

Первый прототип этой машины – Н.Р.57 – взлетел в воздух в 1939 году. Этот свободнонесущий цельнометаллический моноплан имел среднерасположенное крыло, элероны с полотняной обшивкой и секционные закрылки. В хвостовом оперении с двумя рулевыми килями сверху располагался большой стабилизатор. Цельнометаллический плоскобортовой фюзеляж имел достаточный внутренний объем, который и обеспечил машинам последующих моделей столь многоцелевое использование. Шасси применили убирающиеся. Полет самолета Галифакс обеспечивали четыре двигателя «Мерлин». В нижней части фюзеляжа находился бомбовой отсек. Бомбовые отсеки центроплана могли нести еще две бомбы, по одной с каждой стороны. Управлялся самолет экипажем из семи человек.

После взлета второго прототипа в 1940году, Н.Р.57 стал основой серийного выпуска модификации «Галифакс» Mk-I. Эта модель была оснащена двигателем «Мерлин-Х». Она поступила на вооружение в 1940 году, а вскоре была заменена на «Галифакс» Mk-II с более сильным мотором «Мерлин-ХХ». Вначале на самолете были применены V-образные двигатели, а начиная с третьей модификации перешли на радиальные моторы «Геркулес». Вооружение состояло из пулеметов калибра 7,7 мм – двух, установленных в носу, и четырех на хвостовой турели.

После боевого применения самолета стало ясно, что оборонительная мощность вооружения недостаточна для его участия в дневных операциях, поэтому они использовались только в ночных бомбардировках.

«Галифакс» был первым британским самолетом, на котором установили сверхсекретный радар Н2S для осуществления бомбардировки по приборам.
Дальнейшая модернизация радикальных изменений не внесла, и все последующие модификации были лишь перепевами предыдущих.

Метод сборки всех серий самолетов обладал характерной особенностью – крупные элементы конструкций собирались из нескольких частей, что сильно упрощало транспортировку, эксплуатацию и ремонт. Всего на британских заводах было изготовлено 6176 тяжелых бомбардировщиков «Галифакс». Они совершили более 75 тысяч вылетов и сбросили огромное количество бомб.

Британские летчики любили самолет «Галифакс», особенно за то, что он способен был вернуться на базу даже с тяжелыми повреждениями, о чем свидетельствуют неоднократные возвращения машин буквально на честном слове. Многие пилоты военных лет хранят память об этом самолете, часто незаслуженно остающемся в тени других.