Это наиболее удачная разработка из всех довоенных зенитных орудий. Эффективность зенитных автоматов определяется высотой досягаемости цели. Самолеты противника наиболее опасны на малых и средних высотах, когда у них появляется возможность прицельного бомбометания. Следовательно, нужно все бомбардировщики «загнать» на большую высоту, нейтрализовав, таким образом, их главную функцию – возможность точного уничтожения наземных объектов.

Для этих целей и была задумана 85-мм зенитная пушка образца 1939 года, заводской индекс 52-К. Ствол мощного орудия был установлен на лафет, а все процессы, предшествующие стрельбе, были максимально автоматизированы. Затвор новой крупнокалиберной зенитной пушки позаимствовали у 76-мм зенитки выпуска 1938 года. Но столь значительное повышение мощности зенитного орудия потребовало устройства для эффективного дульного торможения. Такой дульный тормоз был создан и установлен. Устройство гасило около 30% отдачи при выстреле. Скорострельность у пушки 52-К была невысокая, всего 20 выстрелов в минуту, но потолок досягаемости поднялся до 10,5 тысяч метров. Это был прорыв. 

Зенитная артиллерия всегда делилась своими наработками с танкистами. Почти все образцы зенитного оружия практически всегда примерялись к танкам. Не избежала этой участи и 85-мм пушка 52-К. Следует отметить, что по эффективности своей стрельбы зенитка превосходила любое штатное бронебойное вооружение. Ее бронебойные снаряды пробивали защиту всех без исключения танков германской армии.

Но все же главное ее предназначение было в стрельбе по заоблачным целям. Усиливалась автоматика орудия, затвор стал открываться самостоятельно, автоматически происходил выброс стреляных гильз. Слаженные действия расчета и наличие полуавтоматических и автоматических устройств обеспечивали безостановочную стрельбу в пределах всего боезапаса.

Конструктивно совершенный лафет позволял обстреливать цели вкруговую, на 360 градусов. А наводка в вертикальной плоскости была возможной в немалых пределах – от минус 3-х до плюс 82 градусов.
Для более точной стрельбы по самолетам противника, и особенно по маневрирующим, на батареи поставлялись приборы управления зенитным огнем, которые синхронно вырабатывали данные координат упреждения движущейся цели и передавали эти данные на орудия. Это значительно повышало точность стрельбы.

Самолетам противника, попавшим под обстрел 52-К, приходилось весьма несладко. Слаженно «работающий» боевой расчет загонял их на такую высоту, с которой о точной бомбардировке можно было даже не мечтать.