25-мм зенитная пушка 72-КВ начале 1939 года в Екатеринбурге, в конструкторском бюро завода им. М. И. Калинина началась проектируемая разработка зенитного автомата повышенной скорострельности. В плане расположения основных узлов, а также их компоновки, проект был сориентирован на конструкцию зенитной пушки шведской фирмы Бофорс, калибра 40 мм. Выбор протопипа оказался удачным, и проект новой зенитки 72-К был полностью отработан к осени того же года. Опытный образец назывался «25 мм зенитная пушка-автомат ЗИК-25».

В марте следующего 1940 года, были проведены испытания. Три тысячи выстрелов позволили выявить ряд недоработок. Все недочеты, кроме одного, были сразу исправлены, а более существенный недостаток — сильное дрожание пушки в режиме скорострельности, мешающее наводчику, было впоследствии устранено в заводских условиях.

В августе месяце новая зенитная пушка была принята на вооружение. Ей был присвоен индекс «72-К».

Выпуск 25 мм автоматической зенитки 72-К образца 1940 г. был начат в 1941 году на заводе им. М. И. Калинина. Новое скорострельное зенитное орудие было достаточно технологично в производственной сборке, и за период с 1941 по 1945 гг. на заводе изготовили 4560 пушек.

В 1943 году в чертежи и технологию сборки внесли изменения, после чего зенитная пушка 72-К получила бронированное щитовое прикрытие, что существенно повысило ее живучесть в боевых условиях. Тогда же проект был адаптирован к выпуску спаренной модификации 72-К. И таким образом на заводе стала выпускаться еще одна 25 мм зенитная пушка – 94-КМ, которая находилась в производстве с 1944 по 1945 гг. Сделано было 237 спаренных зенитных орудий.

Конструкция зенитной пушки 25 мм 72-К оказалась удобной для унификации, и на ее основе были выпущены четыре зенитные корабельные установки: 84-КМ образца 1944 г., 2М-3, 2М-3М образца 1950 г. и спаренная корабельная установка образца 1954 г.
Сухопутный вариант 72-К устанавливался на шасси автомобилей ЗИС-5 и ГАЗ-АА, а корабельный – на поворотные бронированные башни.

Боевые характеристики 25 мм зенитки 72-К 1940 г. полностью соответствовали ее назначению. При 85-градусном возвышении, она могла достать самолет неприятеля в самом зените, а маневренность и молниеносная корректировка прицела делали уязвимым самолет противника не только в пике, но и в режиме кабрирования.

Зенитная пушка 72-К, несмотря на ее малый калибр, была настоящим противником для вражеских самолетов. Немецким летчикам приходилось постоянно с этим считаться.